mbla (mbla) wrote,
mbla
mbla

Categories:
Огромное спасибо Норноре, – по его наводке в Фб мы с Бегемотом посмотрели фильм Олега Дормана «Нота» – о Рудольфе Баршае. Как когда-то дормановский фильм о Лунгиной, как лекции Лотмана, глядела неотрывно с ощущением, что можно и нужно будет смотреть ещё. Дорман делает фантастическое дело, и ему оно удаётся, – если б не его фильмы-разговоры, наша общая цивилизационная память была б бедней.

Лунгина удивительная – и переводчик она прекраснейший, и Баршай – чудесный музыкант, но мне кажется, тут главное не это. Я легко могу себе представить такого рода фильм с теми, от кого не осталось каких-то потрясающих произведений, и даже, что ещё занятней, вполне представляю людей, которые замечательное что-то сделали, а фильма такого про них не снять – тут какая-то крупность, значительность человеческая, встроенность в жизнь...

Вот про Вигдорову вполне бы представила подобный фильм, или попросту про нашу Нату, которая никаких произведений не создала, только в шахматы играла, и тоже не великий чемпион... И так жалко, что про них нет такого. И часто про тех, про кого есть и про кого такое можно снять, снято совсем-совсем не то... Вот Марью Синявскую снимали, но не так, не так...

Баршаю в этом фильме восемьдесят шесть лет, фильм снят очень незадолго до его смерти в 2010-ом. И он внешне, кроме глаз, очень тут стар, даже не по возрасту стар, я пока смотрела, думала, что ему лет девяносто. Ходит, приставляя ноги одну к другой. Стариковская голова, но глядит он совершенно живыми молодыми глазами, но руки, вроде бы старческие с виду, –движутся, живут, не оторвать глаз от этой их жизни, когда он объясняет, в чём суть дирижёрской работы,как надо и как не надо дирижировать. В очередной раз понимаешь бессмысленность слова старость...

И всё тут важно – гроза за окнами дома в швейцарской деревне, разговор о тучах, которые проливаются, придя с запада и наткнувшись на горы... И как гора за его окном похожа на гору, которая поднималась за кубанской станицей, где он жил до четырёх лет – в раю. И недописанное Бахом искусство фуги, и расшифровка последней десятой симфонии Малера, – нотной страницы с по десять раз перечёркнутыми нечитаемыми кусками, – и проникновение в замысел Малера, в только его тональность. И жена Баршая играет на органе под крышей... И как она его пледом укрывает, когда он на лужайке возле дома сидит – всё в строку, до слёз.
Tags: Ната, бумканье, кино, музыка, рецензии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments