?

Log in

No account? Create an account
Из колодца
летопись
Время от времени я читаю Чехова. У меня странные с ним отношения –… 
12th-Nov-2014 02:47 pm
Время от времени я читаю Чехова. У меня странные с ним отношения – иногда кажется он мне невыносимым морализатором, наивным до бессмысленности – с его человеком, в которым всё должно быть прекрасно, с дядей Ваней и с Соней, иногда кажется нетерпимым и очень злым, а иногда удивительная родственность возникает с ним. Причём, бывает, что к одним и тем же рассказам я отношусь по-разному, в зависимости от собственного состояния.

Сейчас перечитала десятый том. Собственно, всегда читаю либо десятый, либо девятый.

И поразил меня рассказ «Душечка». Мне даже показалось, что я его с детства не перечитывала, хотя вряд ли так может быть, я ж обычно подряд читаю.

Все со школы знают, что Лев Николаич говорил, что Душечка – идеальная женщина, и что Чехов хотел над ней посмеяться, а не получилось, потому что талант его ему этого не позволил.

Я, вроде, всегда была уверена, что Чехов вполне удачно над ней посмеялся, но что рассказ малосущественный именно потому, что не так уж интересно – ну, посмеялся над дурочкой.

А тут он меня впервые сильно тронул, и я подумала, что ведь Толстой и прав, и неправ – рассказ-то удивительно нежный, и вовсе я не уверена, что Чехов хотел посмеяться – получился у него на удивление позитивный рассказ – из тех, где повседневность – не помойка. А ведь так часто у Чехова – мерзкая помойка, а тут концы с концами светло сошлись.

И ещё. В голове сидело, что «В овраге» – про тупой ужас русской деревни, а ведь тупой ужас-то там русского молодого капитализма...

Так что удивительным образом Чехов и тут оказывается не так далёк от Толстого.

И вот ещё. По моим воспоминаниям Ионыча «среда заела», в частности, вот то самое, как бы интеллигентное семейство – «я иду по ковру, ты идёшь пока врёшь» – а сейчас прочитала – да это ж он гаже всех – жадный, леивый... А Котик эта, которая барабанит на рояле, страшно похожа на Нину Заречную с её театром...

А рассказ «Архиерей» я хотела пропустить, потому что при мысли о нём тоска подкрадывалась, но всё-таки перечитала... Ведь, наверно, это чеховское знание в нём, что умирает, чеховская смертная тоска...

Неубедительный рассказ «Невеста» – про девицу, которая убежала из-под венца в Петербург учиться. То есть, может, и был бы рассказ неплох, кабы не резонёрские рассуждения опять про труд, про новую жизнь, про города прямо из снов Веры Павловны. И так стало вдруг понятно, что больной Чехов, который не мог не знать, что ему жить недолго, наверняка всё время, которое не писал, мучился, что дни уходят в песок, а писать непрерывно ведь невозможно... А когда не пишется, что делать? – Думаю, все его нравоучительные рассуждения про работу именно отсюда, – мучительство, самоедство, уходящее тикающее время...
Comments 
12th-Nov-2014 11:44 am (UTC)
Я никогда не понимала плоских трактовок "Душечки", (в том числе и толстовскую - вот кто уж точно был морализатором!), это очень трогательный и живой рассказ о любви.
С дядей Ваней и Соней тоже все не так просто, нет там морализаторства, там история о жизни, которай не получилась, не состоялась (Ваня) и никода не получится (Соня). Вы видели фильм Маля ? Если нет, очень советую посмотреть, трактовка там для нас неожиданная, но меня совершенно убедила.
"Невеста" - да, меня тоже раздражает, мне кажется, что он хотел сказать что-то другое, но не получилось. Мне кажется, все рассказы Чехова проникнуты ощушение, что окружающая жизнь уже прожита, а какие придут перемены - он не знает и их опасается, заговаривает - и получается у него это плохо. Вообще-то ему повезло, что не дожил до этих перемен, если бы не болезнь - вполне мог. На меня иногда наплывает ощущение, понимание, что ведь все его герои, особенно поздних вещеи и пьес - приговорены. Вишевый сад довольно скоро сожгут вместе со старой усадьбой, а их ждет ужас революции, гражданской войны, иммиграции. Или гибели. Чехов не знал,не представлял себе, во что все выльется, тогда никто не знал, но его мир - это мир перед концом света.
12th-Nov-2014 12:51 pm (UTC)
Не, про толствоскую, мне кажется, Вы неправы - он именно и трактует, как рассказ о любви. И я его впервые таким прочла вот сейчас. Кстати, я не вполне согласна, что Толстой такой уж морализатор, верней, морализаторство у него есть, но оно в некотором смысле отдельно. А вот морализаторство "Попрыгуньи" или "Учителя словесности" - оно прямо в тексте.

Маля я ещё не смотрела, просто не добралась, лежит у меня в компе.

Я не люблю ни дядю Ваню, ни Соню, мне их даже почему-то не жаль...



А вот с тем, что слава богу, что не дожил, всё ж не соглашусь, кто знает, что б мог ещё написать, и как бы жизнь повернулась. И вот Бунин - лучшее написано в эмиграции.

И ужас гражданской войны, эмиграции, или наоборот, не эмиграции, - всё многомерней, - подумайте, ведь многие прожили тот, или иной путь плодотворно - часто трагически, но плодотворно, поэтому я никогда не скажу - лучше б кому-то умереть раньше... Наверно, у меня в голове единственное исключение - смерть в газовой камере... Ведь нельзя сказать, что лучше б Гинзбург умерла до того, как её посадили... Как-то так.
12th-Nov-2014 02:09 pm (UTC)
Говорить "хорошо что не дожил" вообще неправильно ни о ком. Но, примеряя на себя, я бы предпочла не дожить до тех времен. Хотя, кто знает...
Мне у Чехова почти всех жаль, особенно в пьесах. А Соню - так очень жаль. Особенно зная, какое небо в алмазах у нее впереди. Но и без этого жаль. Есть в ней что-то пронзительное. Вот кто у меня почему-то не вызывал сочувствия - так это Нина Заречная в "Чайке". А вообще мир у Чехова очень грустный.
Морализаторство Чехова меня не раздражает, почему-то. А вот у Толстого - раздражает безумно и режет глаз. Я честно читала "Анну Каренину" 3 раза - в 15 лет, в 30 и в 48. В 15 мама мне сказала, что я просто не доросла. Я решила, что может в 30 я уже большая девочка? - но нет, мне тошнило еще больше, чем в 15. В 48 я решила, что если я не доросла сейчас - то уже никогда не смогу оценить по достоинству - и не смогла.
12th-Nov-2014 07:07 pm (UTC)
Нина Заречная у меня ни малейшего сочувствия у меня тоже не вызывает. И Костя, впрочем, тоже. Но вот и Соня мне как-то несимпатична, но, может, я несправедлива.
Я Толстого люблю очень, и "Анну Каренину", и "Войну и мир" перечитываю довольно регулярно, даже с эпилогом "Войну и мир". Мне всегда интересно. И там очень много созвучного, переосмысляемого. Кусками помню. Но понимаю, конечно, чем может раздражать. Не выношу Достоевского, совсем. Только вот "Идиота" иногда перечитывала, но давно не пробовала. А "Братьев" один раз попробовала перечесть и не смогла. А Чехова тоже множество раз... Грустный мир, конечно
12th-Nov-2014 09:08 pm (UTC)
Достоевского я тоже перечитывать не могу, а как в юности любила! А с Толстым ну никак - видимо совсем не мое.
13th-Nov-2014 08:02 pm (UTC)
Нет, я Достоевского, кроме "Идиота", никогда не любила... Вот уж кому не сочувствовала так это Сонечке Мармеладовой...
13th-Nov-2014 10:06 pm (UTC)
Женщинские персонажи Достоевского никогда не вызывали у меня сочувствия.
14th-Nov-2014 11:23 am (UTC)
Аглая разве что...
12th-Nov-2014 02:58 pm (UTC)
А по-моему, это - большой вопрос, что у Бунина - лучшее- "до" или "после"? Мне, если честно, такой выбор сделать, практически , невозможно.
12th-Nov-2014 07:16 pm (UTC)
Я когда-то Бунина очень любила. Потом не очень. Много чего мне скребёт. И с ним у меня тот редкий случай, когда у меня есть один абсолютно любимый рассказ, в другой категории для меня, чем всё остальное - "В Париже". И остальные, которые не скребут, совсем тоже из "Тёмных аллей", ещё несколько. "Холодная осень"...
13th-Nov-2014 05:06 am (UTC)
Я очень люблю "Сны Чанга" (самое "собачье" в литературе, поперед "Муму", "бимов" и "каштанок")
13th-Nov-2014 07:58 pm (UTC)
http://mbla.livejournal.com/1049930.html Знаешь, может, "Сны Чанга" надо перечитать. А "Каштанку" я люблю...
14th-Nov-2014 01:25 am (UTC)
Надо. Хорошее- всегда надо перечитывать. Если старое вино скисает - значит, миллезим не такой уж и хороший был, как казалось. :)
14th-Nov-2014 11:23 am (UTC)
Надо, конечно!
12th-Nov-2014 04:34 pm (UTC)
Опять с твоей подачи: попробую перечитать:)
А вообще- то, хоть и боюсь некоторых его вещей, но мне близок и доверяю и , как кажется, понимаю.
Когда- то прочла у Б. Васильева: взять ручку и переписать рассказ Чехова, как будто сам пишешь.
Не, я ленива, но прочла медленно и была поражена: как хорошо написано.
А есть вполне достойные люди, которые его терпеть не могут.
12th-Nov-2014 07:18 pm (UTC)
Да, есть, даже много, которым он кажется как бы частью той невыносимо нудной жизни, которую описывает. Причём ведь жизнь очень часто зависит от отношения - ведь эта нудность - в его передаче. Не знаю, у меня, правда, с ним личные отношения, и иногда я ссорюсь, потом мирюсь :-)))
13th-Nov-2014 06:42 pm (UTC)
В том- то и дело, что А.П. как мало кто из авторов по- человечески близок. М- да, эк он художников в Доме с мезонином "обреченные на постоянное безделие".
А писатели?:))
13th-Nov-2014 08:01 pm (UTC)
Ну, там всё же, если я правильно помню, это говорит крайне неприятная девица? Или это сам герой о себе? Дом с мезонином вообще какой-то не слишком приятный рассказ, мне кажется... А писатель, художник - ну, вот Тригорин...
This page was loaded Aug 21st 2018, 10:07 am GMT.