Захотелось откомментировать собственный
предыдущий пост – в ответ на замечания людей, которым подборка фотографий, на которую я дала ссылку, активно не понравилась.
Сразу скажу –
из этих фоток многие, и на мой взгляд, не имеют никакой ценности – попадание их в подборку диктуется в действительности их пропагандистской простотой и китчевостью.
Но некоторые, мне кажется, дают понимание того, почему имеет смысл фотографировать – не только кистью и словом, хотя словом, с моей точки зрения, можно просто всё. Ну, как рояль может всё, а скрипка отнюдь нет, но из этого не следует бессмысленность скрипки. Так и слово может всё, но из этого не следует меньшая важность других способов взаимоотношений с миром.
Говорить о тех фотках, которые мне кажутся пустыми, смысла не вижу, дальше только о тех, которые мне показались значительными. Пожалуй, я их и перечислить по памяти могу:
1. Человек умер на вокзале
2. Пожарный поит коалу
3. Человек после торнадо нашёл свою собаку
4. Вход немецких войск в Париж
5. Человек листает семейный альбом на развалинах дома после землетрясения.
6. Человек на улице возле автобусного окна, другой человек за окном
7. Луна и Земля
8. Ребёнок, который начал слышать
Сначала я хотела сказать, что от того, верим ли мы, что фотки не постановочные, всё зависит – то есть, если представить, что фотограф схоронился за кустами, как когда диких зверей фотографируют, то ок, а если нет, то возникает ощущение обмана. Потом подумала и решила, что такого рода рассуждение несправедливо – ну, потому что исходя из него, надо отменить театр.
Мне репортёрские фотографии кажутся намного интересней художественных (пейзаж тоже может быть репортёрской фоткой) – вообще-то потому, что рассказ я за репортёрской фоткой сама создаю, и для меня как раз эта возможность додумать вообще в искусстве чрезвычайно важна, а особенно в фотографии, в выхваченном кадре.
Про каждую из фоток, которые для меня остались, я могу рассказать.
Мне кажется, что вот эта фотография, где внезапная смерть, она очень негромкая, очень достойная. В ней одиночество. И в ней минута остановилась. Дальше приедет скорая помощь, сообщат близким… Завертится. А тут – вот эта минута остановки, ещё можно не поверить, – и жизнь, расколовшаяся на до и после.
Фотка с коалой – по-моему, на ней человек работает работу. И счастливый момент этой работы, ощущение, что не зря, нежность – всё тут получилось.
Найденная собака – ну, и так ведь понятно – мне кажется, если такое считать слюнявостью, то надо отменить значительный кусок мировой классики, когда не считалось непристойным открыто выражать чувства. Да, в нашей цивилизации это не принято, но было принято ещё совсем недавно. И наверно, с детьми и собаками до сих пор можно – тут не только обретение, любовь, – ещё и ответственность – перед зависимым ответственность сильней всего… И вина перед собакой – а виноваты в чём-то мы всегда – хоть потому, что короток собачий век…
Вход немецких войск – унижение, страх, предчувствие судьбы, может быть…
Семейный альбом на развалинах – со всеми случается когда-то, пусть метафорически… И такая смесь чувств – было ли? Было-было! Доказательства!
У автобусного окна – мне там неважно, что корейцы, северный и южный, я недостаточно про всё это знаю, и наверно, подставляю своё – жизнь прошла, за встречей через жизнь, в которой что-то когда-то было вместе, потом врозь, расставание навсегда.
Луна и Земля – да, просто радость! Вот оно! Жизненная удача – увидеть!
Ребёнок – имеет некоторое отношение к планетам – беспримесная радость…
А вот про Луну и Землю я бы не смог словами.
Пятна, линии (звуки, вкус) они не передадут. Пятна, цвет, композиция потому мне и важны на снимках, что больше нигде. Хотя почти не видел хороших, очень фотографию не люблю.
Но когда я смотрю на эту с планетами, то удивляюсь, что Луна такая мертвая, а мы незаслуженно голубые и живые. И вот кого-то другого в это удивление вовлечь я словами не смогу.
Вот в этом-то и состоит постановочность "спонтанной" фотографии. Этот самый человек, именно потому что он работает, эту коалу напоит, а другую пристрелит (потому что спасти нельзя). Но снимут и покажут нам только ми-ми-мишное поение плюшевой зверушки, а не ВСЮ работу этого человека.
Не могу сказать, что не нравится подборка. Фото как фото, есть очень даже. Но вот заголовок "40 самых, самых за целый век". Достаточно сходить хоть раз на выставку World Press Photo, что бы убедится, что эти 40 в большинстве своём достаточно посредственны и с художественной точки зрения, и с точки зрения эмоционального воздействия, и с точки зрения репортёрской работы. Так что, мои претензии к претенциозному заголовку.