?

Log in

No account? Create an account
Из колодца
летопись
Завершая Тоскану… 
20th-Mar-2016 10:50 pm
Предыдушее

ОДА РЕНЕССАНСУ

В сознанье греков меж собой
Знакомы были острова,
И было Море центром света...
Но оказалось – мир большой...
Из черновиков

...

Как мы простым античным взглядом
Сумели бы свести свой мир
В картину без никчёмных дыр?
Но вот – Мельбурн с Марселем рядом,
Или с Гаваною Каир!

По всей Европе кутерьма
Пошла, взмахнув всесильным Словом,
И ветхое сливая с новым,
Ханжей и дур сводя с ума!

Что б там ни утверждали даты –
Но из Флоренции когда-то
Возник наш современный мир!
За горстку лет (читай, мгновений)
Совсем не веник и ведро –
Смахнули тьму нелепых мнений
Кисть и гусиное перо!

Ну, без копья или бревна
Едва ли изобрёл бы кто-то
Пусть хоть рычаг, хоть колесо...
Откуда б взялся Пикассо
Без Микельанджело и Джотто?

Не счесть даров Земли Земле:
Мудрец Эразм, шутник Рабле...
Веласкес... (Ты сочтёшь едва ли,
Что два шальных столетья дали!)
Сиё доступно ли уму?
А всё случилось потому,
Что мир, раздвинутый, стал новым:
Над мусором средневековым!

Март 2013

Васька очень долго ходил вокруг двух строчек

Но из Флоренции когда-то
Возник наш современный мир!


Несколько месяцев вертел – и всё не получалось…

Этот стих – последняя версия…

Наша запись 3 марта 2013-го:

«древние греки жили дома, и разные места на земле не сталкивались в их сознании,
а у нас легко, и Бретань с Донмской степью, и австралия с Парижем,
а это формирует взгляды, поэтому мы не можем взглянуть на мир античным взглядом
сама наша личность - поле столкновения того, что не так давно было несовместимым
прикасаешься к разнообразию жизни
в одном разговоре из азовского моря хотя бы на Финский залив»


Очень хорошо помню этот разговор – о роли географии в построении личности

Потом, через несколько дней, мы его продолжили, и появился набросок совсем другого стиха – «Продольная нить с поперечной»

А неиспользованное из первого черновика Васька попытался приварить к Флоренции.

Стих получился совсем сырой – мы должны были его ещё редактировать, и редактировать.

Фактически отрывок. Не стыковавшийся с прочим кусок строфы я взяла в эпиграф…

100_9991
100_9995
Comments 
20th-Mar-2016 10:36 pm (UTC)
"сама наша личность - поле столкновения того, что не так давно было несовместимым
прикасаешься к разнообразию жизни
в одном разговоре из азовского моря хотя бы на Финский залив"

К сожалению, это - только *наша* личность, мы - ещё соотносим себя с предыдущим. Но этот переходный слой, который мы, оказался совсем тонок во времени: вторая половина двадцатого века, и всё. Только успел осознать, и приходят те, кто ничего особенного не видит в Азовском море, втекающем в Финский залив, да хоть бы и в марсианский канал. На наших глазах теряется колоссальное богатство прошлого-для-переосмысления, ничего не успеть, уплощается и упрощается, - первый раз в истории культуры сделанное два поколения назад и три совершенно доступно, вот даже Вертинский поёт из компьютера, записанный в начале века, или Милюков вдруг живым голосом, - но оно уходит в песок, и будет забыто, и не сравнено и не обработано.

Новые - а скорее следующие поколения после них - создадут, может быть, прекрасную новую культуру. Но эта потеря - не восполнится.
20th-Mar-2016 11:04 pm (UTC)
Не знаю. Я всё ж оптимист - всё ж про то, что "The time is out of joint — O cursed spite,
That ever I was born to set it right!" - было давно

Но конечно, 20 век - равен Возрождению, а такое случается не каждый день. А Возрождение потому и Возрождение, что связало...
20th-Mar-2016 11:16 pm (UTC)
так ведь, скорее всего, the time was out of joint много раз, и каждый раз терялось недоосмысленное - которое уже никогда не было доосмысленно.
Иначе как понять ну хотя бы как мог быть фаюмский портрет? я уж не говорю про пещеры... А вот та римская скульптура? Или равенская как её там, Гала, кажется? Люди, которые это делали, понимали и думали, и ничего не осталось, кроме горсти произведений - но произведения, это конечный вывод, потеряно всё, что по дороге.
20th-Mar-2016 11:53 pm (UTC)
Да, конечно, но между пещерами и нами - огромная дырка, которую не то что заполнить, а прям и представить нельзя, а между Фаюмским портретами и нами уже и дырка, про которую мы и подумать можем.

Я в наши электронные носители верю - остаётся очень много чего, что по дороге, больше, чем можно осмыслить.

А главное, что тут никакого выбора, кроме вот того, который у этого византийского переписчика, который на полях написал, что турки придут по его расчётам через два дня, так что надо поторопиться с переписываньем.
This page was loaded Nov 18th 2017, 2:52 am GMT.