?

Log in

No account? Create an account
Из колодца
летопись
Один абитуриент сообщил мне, что его любимое произведение мировой… 
10th-Jun-2016 02:51 pm
Один абитуриент сообщил мне, что его любимое произведение мировой литературы – «Гамлет», а ещё он любит читать Фрейда и книжки по астрономии. И телескоп купил, чтоб смотреть на луну. Надо сказать, я и не знала, что бывают телескопы в личном пользовании...

Вчера утром очень сонная (позавчера, пока я кормила-поила кальвадосом прилетевшего вечерним рейсом из Варшавы Альбира, стало полтретьего ночи) я слушала по дороге радио и не выключила мою любимую « fabrique de l’histoire », несмотря на совершенно не интересующую меня тему недели – она была посвящена истории спорта, а уж спорт меня не интересовал совсем никогда, даже когда по папиному не настоянию, а просто желанию (я любила быть хорошей плохой девочкой) я ходила в секцию лёгкой атлетики. Но в сонности мне было страшно лень доставать айпад, чтоб читать, или писать, и я осталась при радио...

И тут выяснилось, что вчерашняя передача – об истории советского спорта, о спортивном противостоянии советских с американцами, о холодной войне в спорте. Молодой человек, который об этом рассказывал, только что защитил о советском спорте диссертацию.

И я услышала знакомые слова – спартакиадА, физкюльтюрА, производственная гимнастика... И неизвестную мне историю футболистов братьев Старостиных, которых Берия посадил за отказ перейти из Спартака в Динамо. И неизвестный мне стих Маяковского про то, что физкультура это хорошо, а профессиональный спорт – очень плохо.

Потом поставили из архива запись интервью с румынским бегуном, который прибежал на кросс газеты Юманите и после этого остался во Франции – решил, что добежал.

Меня эта передача даже умилила – вот ведь – «Бесследного нет на свете, да и не может быть вовсе» – девочки и мальчики в майках и трусах, шагавшие по Красной площади, – эти марши и пирамиды – неотъемлемая часть нарождавшегося фашизма – в Германии ли, в России, – эти герои советской литературы, – потом жертвы, или палачи, сколько их дожило до старости? – И через восемьдесят лет их вспомнили в их юности, в начале, в наивности, в вере в земли одну шестую, а остальных шестых они не видели...
Comments 
10th-Jun-2016 01:30 pm (UTC)
А о допинговых скандалах упомянули, давних и недавних? Для меня эти грязные манипуляции и нечистые победы были открытием: я была уверена, что из советских спортсменов выжимали все соки и обработанные пропагандой (победы в спорте - это политические победы), они рвали жилы и побеждали. А оказалось, все проще и гаже. Наша британская пловчиха, экс чемпионка, запамятовала имя, сетовала: "как мы с ними боролись, как тренировались, а они были на допинге..."
10th-Jun-2016 02:26 pm (UTC)
Ну ГДР вся была, а советские не знаю.
10th-Jun-2016 03:06 pm (UTC)
Первое, что попалось на глаза в гугле. В конце статьи конкретные факты.
http://www.themoscowtimes.com/business/article/traces-of-soviet-doping-culture-linger-in-russia/490996.html
18th-Jun-2016 11:14 pm (UTC)
Ну, я до конца не дослушала, доехала до работы. И вообще их скорей интересовали двадцатые годы, я думаю, тогда куда как меньше про допинги знали
20th-Jun-2016 03:36 pm (UTC)
Да, другой период.)
10th-Jun-2016 02:34 pm (UTC)
Зеркальный телескоп - я когда-то купил в советском универмаге ("Первомайский" в Москве) со своего первого зарплатного депозита. История вышла презабавная.
Надо сказать, что меня всегда ставило в тупик количество получаемых откуда-то денег. Настолько лишних, что замучаешься и с ума сойдёшь их потратить.
Сейчас, конечно, проще: в сегодняшней России все мои потребности (прежде всего электричество и интернет) исчерпывают 5 тыс. руб. в месяц, а остальные 50 тыс. - сразу раздаю переводами близким, "лишними" они уже для тех не бывают. Им же там, "в каменных джунглях", платить приходится даже за то, что в моём огороде-саду само растёт в количестве, которое потребляю за год от силы на треть (не говоря уж про "халявы" с прогулок в лесу:)).
В предыдущие четверть века - опять же, изобрёл отличный способ затрат: итальянские путешествия. Понятно, не для себя: мне это так же не стоило ничего, особенно с эпох, когда приглашения оформлялись самой дешёвой фискальной маркой в ближайшей полиции, визы на полгода проставлялись автоматом бесплатно (в отличие от наших, советских-российских виз для итальянцев), а принять в гости с полным обеспечением - друзья по донорству, театру, волонтёрству почитали за радость, сначала в самом центре Флоренции на всё лето оставляли мансарду (хозяин - режиссёр, профессор словесности - переселялся на время за Арно "к своим женщинам":)), позже - в Римской общине с рук на руки передавали... Но одному - зачем? - и тогда это было приятно и важно (в том числе - открывая "новыми" чьими-то глазами - неисчерпаемо-любимые места): пару раз за год свозить за свой счёт новую компанию друзей-актёров любительских студий, реже - наоборот, итальянцев со спектаклем или ради учёбы в Россию, когда своих средств у таких групп на подобное быть не могло. Теперь-то - это всё себя исчерпало, а с "туризмом" (нонешнего разлива) я никогда душевных союзов не обретал (хотя однажды в 90х даже корочку кратких курсов турменеджмента вместе с женою оформил, чтобы ответственней всякую сопутствующую бюрократию одолевать).
Но это я далеко от заявленного повода заболтался, так что "историю с телескопом" отнесу в отдельный коммент... :)
18th-Jun-2016 11:17 pm (UTC)
Только сейчас добралась до сети. Очень всё это увлекательно. И много загадочного. А я, кстати, всё никак не могу дописать главу в "эхо" об одном нашем приятеле-альпинисте, объехавшем Европу по альпинистским связям
10th-Jun-2016 03:12 pm (UTC)
мы слушали с тобой вчера одну и ту же передачу :)
18th-Jun-2016 11:19 pm (UTC)
Постоянно с кем-нибудь да пересечёшься на передаче. Иш. слушает просто всё, по-моему, а я вечно вот как раз с 9 до 10, и Маринка тоже, так что мы пересекаемся часто. Так как насчёт понедельника? Вы появитесь?
19th-Jun-2016 08:02 am (UTC)
да, пока всё в силе.
19th-Jun-2016 08:02 am (UTC)
ну и отлично
10th-Jun-2016 03:37 pm (UTC)
Итак, в далёкой советской юности мне вдруг стали платить зарплату. А я уже привык без неё (до этого мой гэбэшный куратор делал дело, чтобы подвести под капец, диплом аннулировали, самостоятельные попытки доживали аккурат до сверки с военкоматом, - правда, может, иначе в моей жизни бы и не появилась "никому не подконтрольная" театральная студия...). А тут вдруг "ветер сменился": мне под видом "предложения, от которого нельзя отказаться" стали навязывать "вакансию" в той же ГБ, а "чтобы лучше думалось" - попустили "плиточником" в один плавательный бассейн. Где, как "совеццки" водилось, на эту ставку рабочие задачи отсутствовали, но зато можно было с детскими (почти по отнятой профессии) да и взрослыми группами - всякие "дни Нептуна" и прочие самопальные "романы в стихах" мутить. Даже для КВНа в телевизоре - чегой-то по просьбам кропать.
Да. И вот - "зряплата". А нахрена? Поначалу - почти всю складывал её в сберкассу на разновидность депозита, потом - снял "дорожным чеком". В голове тогда - сидело: забуриться, предположительно, на Дальний Восток (где друг служил под Хабаровском в той ракетной части, которая позже была расформирована за пропущенный и "поздно сбитый" корейский Боинг, при деревне с комически-"декабристским" названием Князе-Волконка:)), там, попраздновав с другом, устремиться в подходящее болото или - на пулю незадачливого часового, ибо уж нефиг... Но в жизни - как всегда мал-помалу что-то забрезжило, отпустило - и вот встал вопрос. На чеке - аж рублей 600 (тех, советских!).
Как употребить?
Вот и подвернулся - тот телескоп. Ну, как без него, раз "такая пьянка"? Тем более - его цена магическим образом почти до копеечки совпадала с моей "жгущей карман" наличкой:).
Возжаждано - значит, тут же и воплощено! Да только... некоторая незадачка... :) Сей ("Мицар", кажется?) - и в собранном-то виде за прилавком был не маленьким. А вынесли мне - толстостенный деревянный ящик, наподобие армейского "снарядного", почти в мой рост, с двумя откидными ручками на разнесённых в рост этот торцах... И я осознал, что и сдвинуть его с места (не то что "оторвать от пола") - засада.
При этом: между универмагом и домом - один перегон метро и ещё половинка такой же дистанции "пёхом" (я не только по молодости, но и посейчас - по столицам передвигаюсь почти лишь "на своих двоих", но тут...). Да и столь умилявшее "совпаденье цены с кошельком" - не оставило-то и мелочи на метро (через которое - всё равно бы не протащил), о "такси" и не заикаясь!:)
Но - мы ж "рождены, чтоб Кафку сделать былью!" - что нам в сравнении с этим... "триумф, так сказать, воли" - и прочее!..
Пару часов - я передвигался к выходу из магазина (временами, возможно, кто-нибудь "подмогал" - всего в стрессе этом "молодеццком" память не записала:)). Аналогично - полз как-то так и по улице. В принципе - думаю, ничего ужасного: разве что прогулять бы пару "рабочих суток" пришлось ("прогулять" в наипрямейшем смысле: вдоль по улицам, с передышками - сидя на том же ящике), - это простили бы. Но водители - притормаживали рядом, "интересовалися"... И - о, неисповедимые чудеса! - вдруг нашёлся один, внявший этому зрелищу настолько, что подвёз "идиота" за так (я честно упредил, что и дома "шаром покати" - рассчитаться нечем, разве что - поглядками "на небеса":))). Вах!
А что потом? Потом годы, когда друзья школьно-дворовые - повадились водить ко мне охмуряемых девиц: "поглядеть на пейзажи Луны" и т.п. - а тут-то и вся "совместная ночь" оправдана и романтикой вдохновлена.
Затем - у друзей подрастали дети, телескоп иногда "кочевал"...
И, наконец, нашлось ему где-то, кажется, на Пресне - уже в поздне-перестроечные времена - самое место в самодельной обсерватории какого-то детского клуба. Как теперь - знать не ведаю:) - хотя в нынешней своей загородной "хрустальной сфере небес" ностальгирую, благо - теперь и NASA в компьютерах "Вселенную кажет". :)
18th-Jun-2016 11:22 pm (UTC)
Здорово! И опять уйма загадочности - пропущенных мест, от чего я совершенно не могу связать нынешнее натуральное хозяйство, дающее возможность жить без зарплаты с итальянскими путешествиями и театром.
10th-Jun-2016 04:07 pm (UTC)
Да, но а чтобы - не создавать о себе воздушно-"интеллигентского" мифа, вот о чём "в тему" должен оговориться:
-- наряду со "звёздным небом над головой и нравственным законом внутри ея" (и параллельно ещё со многими "текущими реками и танцующими огнями": от Италии до рыбалки, от Грина и Макьявелли до блогов И.-П. и Mbla:)) - я обожжаю спорт! - от женского тенниса до, в особенности, мужского футбола (которому сопричастен и сам: и команды организовывал, и поигрывал - от соревнований московских театров, до "чемпионатов бомжей":));
-- и сейчас - я па-деццки щаслив: погода во Владимирской области стоит в этом году чудесная, как в детстве, без изнурительного солнца и жары (Вы ведь помните: я зиму, осень-весну люблю, но не жаровню лета!). Пользуясь этим - объезжаю на велосипеде чуть ни от Владимира и до Мурома, забираясь по Мещёрским лесам - куда ни один здешний Макар козлят и гусей не гонял! Огород-то - и так прёт, без полива и ухода (сорнякам и вредителям-жуликам - прохлада не впрок!:)). А ночи напролёт - ловлю кайф от футбольного Кубка Америки, который небывало (в честь своего столетия) вот-вот совпадёт по срокам - с вашим "парижским" Чемпионатом Европы (щасливчики вы:)) - и на месяц можно будет кайфовать круглыми сутками (а также с гусями и с курями - тоже круглыми от обжорства!:)).
Уря-а-а-а-а-а!!! (А зато - спиртного, скажем, чем свободней по возрасту - тем и в рот не беру, поскольку не понимаю от него никакого смыслу и радости... Душа, как и жисть - "какова она есть, а больше - не какова!":))
18th-Jun-2016 11:23 pm (UTC)
А ведь вино такая вкусная штука - куда ж без него. Ещё без прочего спиртного - ланно, но без вина - неее
10th-Jun-2016 05:47 pm (UTC)
Фашизм - это не марши в трусах и майках.
Фашизм - это когда людей жгут живьем.
Фашизм - это когда бомбят мирные города.
Фашизм - это когда диктатура меньшинств насилует народ.
10th-Jun-2016 09:45 pm (UTC)
Вам бы всё-таки историю маленечко поузнавать... И о том, как и жгли, и бомбили, и диктовали, и творили прочее зло (нередко выдавая его за добро) по разным поводам и сюжетам тысячи лет, и не только "далёко за морем". Но и чем, всё-таки, особенно страшен как раз фашизм (даже когда ещё пускает розовые слюни и прячет клыки) - в том числе и тогда, когда один такой режим то заигрывает, а то клеймит и бодает другой (как, скажем, Муссолини обличал Гитлера "за евреев" и выводил на границу войска, отогнав того первоначально от Австрии, хотя фашистские диктатуры уже нарастали во всех трёх этих странах).
А главное - с чего и как всё всегда начиналось (под громкие обличения соседей-фашистов не в последнюю очередь). А то ведь - в чужом глазу-то... Впрочем, Вы ж "в позитиве" (а "негатив" - это, видимо, по ту сторону зеркала)...
10th-Jun-2016 10:15 pm (UTC)
А-а-а... Простите, поленился сразу сходить и понять, что Вы - позавчера "новорожденный" тролль... Ну, что же: и с ботом, бывает, побеседуешь - будто с осмысленным, - уж больно трудно различать живых от зомби среди всех других вот таких же - "в трусах и майках" марширующих с плакатными лозунгами "атлетов".
18th-Jun-2016 11:25 pm (UTC)
Спасиб! Я не подумала, что тролль. Вот ведь интересно, как они появляются, любопытно, как ищут. Стоит ведь написать хоть что-то отдалённо имеющее отношение к условной "политике", и тут как тут.
10th-Jun-2016 05:54 pm (UTC)
У Славки был телескоп в Канаде доя личного пользования, даже два - один маленький старый и побольше новый. Люди бывают:)
18th-Jun-2016 11:26 pm (UTC)
Я вспомнила, что в "Певчем дрозде" через улицу в окно в телескоп смотрят
19th-Jun-2016 12:26 am (UTC)
Это не в каждый можно:) - только в линзовый маленький, который по сути - называть бы "подзорной трубой", хоть и "на ножках":).
В зеркальный, о каком я вспоминал, - не получится никак.
Мало, что он "переворачивает кверху ногами" (допустим, можно бы как-то "сверху лёжа вниз головой" пристроиться или, скажем, дополнительные "переворачивающие обратно" линзы примастерить:)).
Но - у него увеличение такое, что, во-первых, от такого близкого объекта как "через улицу" - вид будет фрагментами "нечленораздельными:)", за мельканиями которых не уследишь (чуть сдвинув трубу - "улетишь" от прежнего поля обзора непойми куда, поэтому зеркальный телескоп поворачивают винтовыми рукояточками, а чтобы навести "на объект" - к нему прикреплён и тонко выставлен "оптический прицел" в виде крохотного линзового телескопа).
А главное - что и при этом у земли ничего не увидишь, потому что не только оконные стёкла, но и шевеление воздуха на границах комнаты и улицы (не говоря уж про загрязнённость атмосферную в городе) - превратят картинку и вовсе в "густой дрожащий пар" да и только! :)
Мне везло жить на 12-м этаже у окраины, с большими открытыми лоджиями (но и такими смысл пользоваться был только летом, вне отопительного сезона), а то и вылазками на крышу.
Ну, и чище всё же, поменьше было машин, - теперь-то лишь далёко за городом удалось бы... (Кстати - Пулковская обсерватория осталась единственной в мире, что до сих пор, считай, "в пригороде", а не "где-то в горах". Там уникальная возвышенность и опоясывающая территория, хранившая "заповедность" - но, конечно, сейчас на неё покушаются "коммерческие застройщики", так что, бают, это скоро её убьёт...)
19th-Jun-2016 01:10 am (UTC)
Да, забыл упомянуть, что современный город ещё и элементарно "засвечивает" ночное небо. Но - опять же и в "захолустной эпохе" что-нибудь хорошо: не было ещё тех горящих реклам, круглосуточного трафика, негаснущих фонарей...
Зато теперь - пришествие интернета столь легко ублажает "поводы к ностальгии":).
Полез - и с пол-оборота нашёл фотки и описание: и даже тот самый "ящик" (забавно, что значительный груз плюсовался ещё и свинцовыми блинами-болванками, как для штангиста, назначение которых - уравновешивать весь прибор на штативе, чтобы не опрокидывался и позволял тонкую регулировку).
А также - один из текстов уточнил цену советских времён - лишь в 250 рублей:). Что не принципиально: никогда я не умел запоминать цифры этих "бумажек" и порядок, в каком они "уходили" на что-то:) - важно лишь, что те были-таки последними и равными ценнику - на упомянутый день...

(Ссылки "подошью" отдельным комментарием, поскольку попадёт в "подозрительные" и скрытые).
19th-Jun-2016 08:05 am (UTC)
Понятно! А я тоже не помню абсолютно цифр. Впрочем, нет, помню цены моего детства, типа батона за 13, и совершенно не помню цифр зарплат и вообще более поздних цифр. И сейчас могу ощибиться на порядок - легко.
10th-Jun-2016 09:07 pm (UTC)
Казалось бы, какая связь между марширующими спортсменами и фашизмом. А вот гляди ж ты, связалось.
18th-Jun-2016 11:27 pm (UTC)
Ну, связь марша и фашизма, определённого типа искусства, вроде девушек с веслом... Тут много можно сказать
This page was loaded Dec 12th 2017, 3:42 pm GMT.