?

Log in

No account? Create an account
Из колодца
летопись
По France Culture, в «ткани истории», неделя, посвящённая итальянской… 
1st-Dec-2016 03:45 pm
По France Culture, в «ткани истории», неделя, посвящённая итальянской диаспоре.

В понедельник двое историков, французский и итальянский, с удовольствием беседовали о том, как во Францию отправился Леонардо – к Франциску первому. Ровно 500 лет назад.

Ранней весной он верхом на муле пробирался через Альпы и вёз с собой три картины в котомке – одна из них «Мона Лиза»...
Тут я отвлеклась на собственный фильм – крутые дороги, снега тают, наверняка мулу приходится мочить копытца, переходя через ручьи, по весне превратившиеся в речки. Вечерами уже довольно светло. Холодает на закате. Потом какая-нибудь харчевня, мул понурился, чтоб показать, что утомился, нечего ослов гонять! Ушами шевелит огромными...

Итальянец, профессор из Феррары, говорил на отличнейшем французском, но с такими итальянскими интонациями, что если слушать издали, не слыша слов, а только мелодику речи, то услышишь итальянский.

Включилась я опять, когда историки стали обсуждать, что в 16-ом веке французы думали об итальянцах, а что итальянцы о французах.

Сифилис: французская болезнь. Но, конечно же, не во Франции – всякому было понятно во Франции, что болезнь это итальянская!

Итальянцы – содомиты! Французы – грязнули вонючие!

И тут французский историк задумчиво сказал: дык ведь где французы с итальянцами встречались – в основном, в битвах всяких, армия приходила в гости... И можно ведь понять, что солдаты после битвы не принимали душ...

А во вторник совсем о другом речь пошла. В городке Сен-Кло в ЮрЕ треть населения итальянцы. По большей части приехали они в тридцатые годы – работать на трубочной фабрике и на ювелирной фабрике, и дорогу строить в Швейцарию.

Как когда-то в Провиденс поехали люди из Гомеля, потому что туда отправился дядя Миша, так и в ЮрЕ случайно оказался какой-нибудь дядя Джованни, а за ним и другие потянулись.

И опять через Альпы, чтоб потом оказаться в городке, окружённом невысокими горками ЮрЫ, зимой заснеженном по уши. А часть итальянцев, осевших в Сен-Кло, из Пульи – там-то уж снега нет.

Журналистка беседовала с детьми и внуками тех итальянцев...

Одна женщина – писательница – написала роман о своём семействе.

Её дед ушёл от Муссолини. Он пас коров в долине Аосты. Говорили они там на патуа, который внучка называет почти французским. Потом при Муссолини на этом патуа говорить запретили, и кроме того, надо было обзавестись какой-то специальной карточкой, как-то приписывающей людей к месту жительства, а дед не захотел. Потом был коровий мор, и умерли чужие коровы, которых дед тогда пас. И в результате всех этих несчастий он зимой ушёл пешком во Францию, оставив жену с восемью детьми дома до весны. Весной и их забрал.

Работал на строительстве. И когда жизнь стала налаживаться, уже и на новом месте привыкли, и дети в школу ходили,– и тут он однажды переходил котлован по сходням, и упал, и сломал спину... Погиб.

К счастью, в 36-ом году народный фронт не только обязательные отпуска ввёл, но и allocation familiale, – пособия разного типа. И бабушка таким образом сумела вырастить детей, по миру не пошли...

Васька, любивший историю – крупными мазками событий, всегда со мной не соглашался, когда я говорила, что единственная задевающая меня история – это истории из жизни людей, когда вдруг смотришь в чужое окно, а за ним... Хоть заснеженные Альпы, хоть лампа на столе.

Поэтому я люблю романы. И рассказы. И в «Маятнике Фуко» для меня главное – Бельбо-мальчик во время войны, которому очень хочется золотую трубу.
Comments 
1st-Dec-2016 04:29 pm (UTC)
Да, соседи всегда так друг о друге, что французы с итальянцами, что англичане с шотландцами.

А мы в Юре были, проездом на день, когда возле Бург ан-Бресс останавливались, и в Сен-Кло были, там теперь есть трубочный музей. (я тут писала: http://nahman.livejournal.com/223538.html)

Хочу как-нибудь с Инженером туда на Песах, но боюсь, что в апреле там будет совсем не июнь не очень приятно.
2nd-Dec-2016 12:06 am (UTC)
О да, я подозреваю, что совсем не время для ЮрЫ, хотя чёрт знает, от весны зависит. Может быть грязно, наверно, и очень мокро
2nd-Dec-2016 07:29 pm (UTC)
Да, с апрелем в этом смысле немного проблема. Я вот думаю, куда в этом году податься - прилетим мы в Женеву, а вот куда из неё ехать, непонятно пока. Ясно, что во Францию, а вот где есть шанс на не грязно и не слишком мокро?
5th-Dec-2016 02:11 pm (UTC)
В апреле изумительно в Провансе, в любой его части. В Дордони хорошо. В Баньюльсе, неподалёку от испанской границы, в Пиренейских предгорьях.

Короче, от середины Франции к югу и не в высоких Альпах. По-моему, как-то так.
1st-Dec-2016 05:23 pm (UTC)
Хочешь верь-хочешь не верь, но мне, многажды и подолгу (как сейчас, например), жившему и работав(ю)щему в Италии, постоянно приходится слышать от итальянцев про "грязнуль-французов"
(любимая история Уго, как на одной международной конференции
утром в отеле, где жили участники, не стало воды (-сама понимаешь, математика - еврейская наука, ну и...).
Удрученный Уго постучал к соседу, пытаясь понять-насколько глобальна утренняя кататрофа. Молодой француз (мэтр -д-к одного из парижских университетов) удивленнои посмотрел на Уго и сказал: "Позавчера была..." )
И вообще варвары-галлы...Позавчера из пещер вышли со своими Астериксами
2nd-Dec-2016 12:08 am (UTC)
Ха! Лионель задумчиво говорил, что нужно экономить воду, и он был бы готов жить без душа и ходить мыться в пожарную комманду напротив. Но жена его Эмманюэль не разделяет полноты его заботы о природных ресурсах
2nd-Dec-2016 03:30 am (UTC)
Я тоже за "экономить воду", поэтому, когда спрашивают, то прошу всегда вино.

Кстати, по сабжу:начинаю таки думать,что итальянское-ничуть не хуже. А в литраже уж точно больше.

Edited at 2016-12-02 03:32 am (UTC)
2nd-Dec-2016 11:32 am (UTC)
"вода - я пил её однажды"

Не хуже, но сильно другое. Лучше всего оба два - и чередовать!
1st-Dec-2016 07:27 pm (UTC)
Интересно, но я в истории люблю несколько другое...
2nd-Dec-2016 12:11 am (UTC)
Ну тут уж... Для меня в деталях не только дьявол, но и смысл истории
3rd-Dec-2016 06:43 pm (UTC)
В деталях - согласен.Но для меня - в других. Хочется понять, как себя чувствовали всякие исторические деятели во время тех или иных событий.
4th-Dec-2016 03:55 pm (UTC)
Нет, меня люди интересуют сильней деятелей :-)))
5th-Dec-2016 07:00 pm (UTC)
"Деятели" обычно умнее и образованней, но я не в коей мере не покушаюсь на Ваши права интересоваться тем, чем Вы хотите... :-)
5th-Dec-2016 11:41 pm (UTC)
Ну вот совсем не уверена. Деятель не синоним интеллигента :-)))
7th-Dec-2016 08:35 pm (UTC)
В далеком прошлом деятелями были аристократы по рождению. Они явно были "интеллигентней" среднего. Позже деятелями становились наиболее пассионарные граждане, а мне кажется заметная часть из них стремилась к образованию и была умнее остальных....
9th-Dec-2016 02:28 pm (UTC)
Я как-то предпочитаю писателей и прочих художников :-)) Один мой знакомый историк занимается в частности французским 16-ым веком. Как-то он просидел долго в парижском архиве, пытаясь найти отличия в обычных нотариальных документах, заполненных Рабле, и таких же документах, заполненных незнамо кем :-)))
1st-Dec-2016 08:52 pm (UTC)
Хотелось бы увидеть разные народы, горячо любящие друг друга:)
2nd-Dec-2016 12:12 am (UTC)
Сейчас? Сколько хочешь, я думаю :-)))
2nd-Dec-2016 05:05 am (UTC)
Отдельные люди к отдельным людям питают, разумеется, дружеские чувства, но вот насчет средней температуры по больнице есть некоторые сомнения:)
2nd-Dec-2016 11:34 am (UTC)
Брось ты, достаточно часто как раз есть некая идеализация соседа и соседской жизни в сегодняшнем-то мире :-)))
2nd-Dec-2016 12:05 pm (UTC)
Это да, тоже имеется.
Вообще-то обобщать не хочется, но до недавнего времени был у меня сосед-итальянец. В квартире у него я не была, но судя по тому, что у него делалось в подвальной кладовой (там не стены, а деревянная решетка, так что все видно),заметно, что он не самый большой чистюля:) Да и мифы о немецкой пунктуальности и аккуратности очень заметно для меня рассеялись.
This page was loaded Nov 18th 2017, 4:51 am GMT.