?

Log in

No account? Create an account
Из колодца
летопись
Вчера мы с Бегемотом и с Маринкой сходили на выставку из коллекции… 
21st-Dec-2016 02:51 pm
Вчера мы с Бегемотом и с Маринкой сходили на выставку из коллекции Щукина.

Колька с Юлькой посетили её раньше, и Колька её назвал: «давненько не были мы дома».

Надо сказать, вот тут-то разница между москвичами и ленинградцами, проявилась в полной красе – «Эрмитаж» – «Пушкинский музей» – кто на что шёл, как на дудочку из детства. Впрочем, я про некоторые из Пушкинского позорно подумала, что они из Эрмитажа – ну да, в Эрмитаже я бывала, ну, раз в месяц, наверно, или даже чаще, а в Пушкинском раза два в год, на каникулах. Но поскольку в детстве, – тоже врезалось.

Эрмитажный Сезанн – отпечатанный на сетчатке натюрморт, – фрукты на скатёрке.

Завтрак на траве Моне. Мане-Моне – я в детстве в них запуталась и очень удивлялась, глядя на Моне, отчего шум-гам, почему скандал!

Мои любимые из Москвы красные Матиссовские рыбки разевают рты, смотрят лупоглазо – «Ходят рыбы, рдея плавниками».

Радостный зал Матисса. Как же я его любила и люблю! А танец – даже на экране балдеешь от щастья, глядючи. Его, конечно, не привезли. Мой любимый "разговор" с мужиком бородатым в пижаме и женщиной в кресле, – и дерево за окном, и недовольство друг другом в комнате, – тоже не привезли.

И пруда моего любимого не привезли, и чудесного эрмитажного Ван-Гога не было, но, может, это и не Щукинская коллекция?

Зато был родной Писарро – Париж, и каштаны, такие нежно-зелёные, что и глядеть на название не надо, сразу видно, – весна.

Когда-то (в школе я ещё училась) была в Эрмитаже огромная выставка импрессионистов, под марку импрессионистов попали и Гоген с Ван-Гогом, – и эта выставка из Франции тоже в глазах осталась – воздух, тонна воздуха у Кайбота, и полуголые паркетчики; тихо пьёт, совсем бесшумно, белая лошадь в таитянском лесу у Гогена. Сеятель Ван-Гога вышагивает по планете.

Народу, конечно же, на Щукине, фамилию эту французы не могут произнести – две школы – в одной он ШтукИн, а в другой ЧукИн, – толпа-толпища. И выставка огромная. И в принципе я очень сильно теперь предпочитаю индивидуальные выставки. А то – только погрузишься в Матисса, как Эрмитажный изломанный, из встречающихся твёрдых деревянных поверхностей Пикассо – и из этого дерева – возникает бешеный танец. А в одном из последних залов неподвижная, как северные боги, вырезанные эскимосами, женщина у Пикассо – невозмутимо глядит на какую-то хрень Родченко – уже не из коллекции Щукина – какой-то хлипкий крест на одной картине, «слева молот, справа серп – это наш советский герб» – на соседней.

«Хочешь жни, а хочешь куй, всё равно получишь победу коммунизма»

Мы были у выхода, и я осознала, что мы каким-то образом не зашли в последний зал, потому что Юлька мне сказала, что в последнем зале чёрный квадрат, и там же из Щукинской коллекции Сезанновские арлекины в чёрный ромбик.

Бегемоту с Маринкой неохота было на квадрат смотреть, мне тоже неособо, но арлекинов хотелось, так что мы вернулись и обнаружили, что в сложной конфигурации помещений мы и в самом деле не свернули в последнюю спрятавшуюся комнату.

И да – живые арлекины, и мёртвый квадрат, ровно такой же неприятный и никчемушный, как на репродукциях.

Глянули и пошли домой – пробежав через Булонский лес, выпив пива в полном под завязку кафе у метро, будто и не на краю города мы, а в самом центре – только народ целиком парижане, туристов нет совсем.

Конечно, отлично было кивнуть на выставке не просто знакомцам, а «до детских припухлых желёз»... Но ещё другое – пейзажи, которые начинались с этих картин тогда, в детстве, – пришли ко мне – завершился круг, и входя в зал, я узнаю родные подпарижские пирамидальные тополя, и острую скалу в Этрета, и радостный Кольюр, и Ветёй с церковью высоко над Сеной, и бретонский пейзаж, который никак не могу перпутать с нормандским...

И это новое измерение. Во Франции я оказалась дома через пейзажи, через Эрмитаж. А теперь из родных картин материализуются ставшие моими пейзажи.

***
Выставка эта в Fondation Guitton. И здание построено Франком Гери. Уже в 2014-ом его открыли, и только моя обычная лень до сих пор меня туда не привела.

Вот идёшь по тёмному Булонскому лесу – и вдруг вдали возникает – нет, не сияющий дворец, где жило бедное доброе чудище, и рос цветочек аленький, - а огромный сияющий кит – на лужайке! Потом Маринка прочитала на табличке, что это айсберг – но айсберги ведь родственники китам! И внутри у входа там плавают стеклянные рыбы. Бегемот сказал, когда я отметила, что кит заглотил рыб, что не кит это, а кашалот.

И очень внутри у кашалота тепло, светло, спокойно. Ездишь на эскалаторах – а как же иначе в кашалоте передвигаться? И расплываешься – рот до ушей – такой вот кашалот.

Как бы Ваське, по-настоящему любившему архитектуру, кит этот понравился – вечно он говорил, что после строительства шестидесятых возникла опять самая настоящая архитектура.

А когда мы вышли, я услышала песню кита, стеклянный Кит звучит, поёт негромко – будто ручей из-под земли прорывается. Но ведь китовая песня и должна быть водной?
Comments 
22nd-Dec-2016 12:52 am (UTC)
У, как здорово!!!
22nd-Dec-2016 09:46 am (UTC)
Очень было в кайф! :-)))
22nd-Dec-2016 09:13 am (UTC)
Айсберги родственники Вайсбергам и прочим китам, впрочем. Так захотелось на выставку... Ты бы дорогу рассказала, а я бы помчался, потрясая фотиком, которым, небось, и фотографировать не дадут. Да и зачем?
22nd-Dec-2016 09:48 am (UTC)
А ещё была Сонечка Айсберг, "с которой вчера сняли 30 полярников!" Фотографировать дают, я даже поняла, зачем люди это делают, потрясая телефонами, хотя я, понятно, не стала, - чтоб иметь опись того, что было на выставке, другого смысла нет.
22nd-Dec-2016 09:49 am (UTC)
Ну, наверное, и другим показать, иллюстрируя свой рассказ.
22nd-Dec-2016 09:52 am (UTC)
Ишмаэль показывает, и даже у него иногда получается неплохо снять. Я, во-первых, не люблю иллюстрировать, ну, скажем, редко люблю, по мне лучше иллюстрации отдельно, а во-вторых, в сети практически всё есть, и снятое на высоком уровне.
22nd-Dec-2016 09:54 am (UTC)
Да, снятое на высоком уровне, но ЧУЖИМИ руками, с чужим же видением. А ты снимаешь СВОЕ.
22nd-Dec-2016 09:58 am (UTC)
Понимаешь, я не настолько самоуверенна, чтоб щитать, что картину (не пейзаж, не человека), картину, надо снимать с собственным виденьем. Мне как раз кажется, что к виденью картины можно прибавить свои слова, а вот зрительно она должна говорить сама, а не ты за неё, и безусловно, если мне хочется поглядеть на какого-то художника, я поищу в сети репродукции, как когда-то альбомы покупала.
22nd-Dec-2016 10:32 am (UTC)
Возможно, и так. Но это уже предмет спора, вряд ли уместного на этой площадке.
22nd-Dec-2016 10:58 am (UTC)
Да на этой как раз площадке разговаривать можно, это на твоей очень неудобно вести беседы :-))))

Что ж до предмета - тут вообще-то каждый сам решает. Я на выставках никогда не снимаю, или практически никогда. И мне вообще кажется, что наиболее интересно снимать, если ты не по-настоящему сильный фотограф, который из всего извлекает, как раз самое незаметное, то, что иначе осталось бы не снятым.

Ну, и второй подход, Васькин - просто записная книжка, качество роли не играет, виденье тем более. Просто чтоб не забыть
This page was loaded Nov 22nd 2017, 7:13 am GMT.