?

Log in

No account? Create an account
Из колодца
летопись
Я посмотрела Звягинцева – «Нелюбовь». Других его… 
11th-Dec-2017 03:35 pm
Я посмотрела Звягинцева – «Нелюбовь». Других его фильмов я не видела. Про «Левиафана» я настолько подробно читала, что, вроде, показалось совершенно бессмысленным его смотреть.

Про «Нелюбовь» я тоже читала, но теперь мне кажется, что пересказывая сюжет, рассказчики по непонятным мне причинам его переиначили.
Всюду написано, что герои фильма разводятся, друг друга ненавидят, и в это время у них вдруг пропадает ребёнок. Только ребёнок вовсе не пропадает – он уходит из дома, услышав разговор папы с мамой, из которого узнаёт, что он никому из них не нужен, и даже совсем наоборот – очень мешает, и каждый родитель пытается спихнуть его другому.

Мне трудно решить, хороший это фильм, или плохой. Хочется сказать, что плохой, но этому противоречит то, что после него мне было не заснуть, а потом он целый день не шёл у меня из головы.

Мы начинали смотреть его вместе с Бегемотом, но он, отсмотрев четверть, сказал, что больше не может, и ушёл в свою берлогу.

Звягинцев очень красиво снимает – но совершенно не оригинально, я бы сказала, что на каком-то неожиданном пересечении эстетики Тарковского и эстетики Германа.

Деревья, капли, небо – от Тарковского, внимательность к бытовым деталям из Германа.

И ещё Звягинцев использует чужие приёмы, или, если хочется употребить положительное слово, – цитирует.

В самом начале фильма мальчик Алёша возвращается через лес из школы домой в московские новостройки, по дороге у корней здоровенного дуба он подбирает полосатую ленточку – из тех, которыми на улицах что-нибудь огораживают, или, может, отмечают что-то на спортивных соревнованиях – идёт между деревьев, подкидывает эту ленточку, потом, закидывает её в верхние ветки дерева, стоя на поваленном стволе, протянувшемся в реку. Очень всё красиво. А в конце фильма, через год, нам в самых последних кадрах опять показывают эту ленточку – на том самом дереве так она и развевается на ветру. Опять очень красиво.

В «Певчем дрозде» герой мимоходом забил гвоздик, чтоб его приятелю из часовой что ли мастерской, было удобно шляпу вешать, а в последнем кадре, после того, как герой погиб, попав под машину, нам показывают этот гвоздик – то, что от героя осталось.

И в окна в кино уже много где глядели – на ползущие капли.

Так что отчасти Звягинцев строит из готовых конструкций – право имеет – таков один из принципов постмодернизма – но, как бы сказать, – очень уж ожидаемо.
Иногда он навязчиво педалирует – использует штампы.

Бабушка пропавшего мальчика Алёши, ненавистливая тётка, когда родители Алёши вместе с девочкой из поискового отряда приезжают к ней, чтоб убедиться, что Алёши у неё нет, очень радуется, когда под кроватью отыскивается её мобильник, который она третий день как потеряла. Говорит удовлетворённо: «нашёлся».

Мне не приходит в голову ни одно произведение литературы, или кино, которое не является сатирой, или не построено на условности, как скажем отвратительный мне, но любимый многими «Догвиль», а вот до крайности реалистическое произведение, где вообще нет любви – ни в какой форме – ни к человеку, ни к кошке, ни к собаке – одна всепоглощающая нелюбовь.

Отец мальчика Алёши произносит положенные слова про любовь, обращаясь к женщине, которая от него беременна и к которой он уходит от матери Алёши, мать Алёши говорит про любовь мужику, к которому она уходит, и эти их новые партнёры тоже ритуальные слова произносят. И совершенно очевидно зрителю, что все эти новые отношения обернутся той же нелюбовью, что у родителей Алёши, – ну, через год. Звягинцев даже нам этот «через год» показал. Да, собственно, и когда слова произносятся, они решительно не убеждают, оказываются противоположностью моей любимой фразе Бёлля про то, что самый последний пьяница, идущий к проститутке, ищет у неё не только удовлетворения физической потребности.

В проходном кадре тот мужик, к которому уходит мать Алёши, разговаривает по скайпу со взрослой дочерью, которая судя по слову «абрегадо» – спасибо – находится где-то, где в московскую сырую осень, – лето, и где говорят по-португальски, – и её сюсюканье в телефон – тоже про нелюбовь.

Просторные квартиры, наполненные жратвой супермаркеты, из телевизора невыносимым нынешним телевизионным голосом про Украину... Вполне благополучная московская жизнь.

Все эти люди крупным планом сняты на фоне точно таких же – в метро, в магазинах, на работе, уткнувшихся в телефоны, на улицах, - по крайней мере именно такое ощущение у зрителя возникает.

Ну да – в фильме есть другие люди – члены добровольческого поискового отряда, который ищет Алёшу, и к которым мать Алёши обращается по наводке полицейского – полиция не ищет пропавших подростков, у полиции другие дела. И эти вот другие люди – они вроде как мокрецы в нелюбимых мной «Гадких лебедях»...
Comments 
11th-Dec-2017 12:37 pm (UTC)
ну в общем если зачеркнуть все названия и неважные подробности сюжета, то и получится фильм Левиафан, там вроде про то же самое
11th-Dec-2017 12:53 pm (UTC)
судя по всему да...
11th-Dec-2017 12:38 pm (UTC)
Так ты хорошо написала, что теперь не знаю, смотреть или не смотреть. 🤔
11th-Dec-2017 12:54 pm (UTC)
Тань, право, не знаю. Это смотреть очень тяжело, и не уверена, что того стоит. Но и плохим фильмом я этого не назову.
11th-Dec-2017 01:09 pm (UTC)
Не, я не буду смотреть, мне уже от рассказа страшно.
11th-Dec-2017 07:14 pm (UTC)
И не надо. По-моему, никакой радости ты от этого не получишь.
11th-Dec-2017 01:47 pm (UTC)
Забавным образом, это очень положительная рецензия! :) Не люблю Звягинцева за дидактизм и (ты очень права!) штампы, но прорывы какие-то у него есть. Фильм смотреть буду.
11th-Dec-2017 07:16 pm (UTC)
Я не хочу сказать, что он плохой режиссёр, хотя по-моему, второстепенный. Мне он до предела чужд, с его взглядом на мир я бы жить не могла. Ты ж и Догвиль любишь, и чёрный квадрат. :-)))
11th-Dec-2017 03:30 pm (UTC)
Это все можно повторить обо всех его фильмах. Нелюбовь не смотрела и не буду - ничего нового. А катарсис должен быть. Если все время плохо, и потом плохо, и послевкусие похмельное - то худ.пр-е своей функции не выполняет.
11th-Dec-2017 07:17 pm (UTC)
Ну да. В моём понимании то, что он показывает, абсолютно лишено души, плоское как тарелка, и весь его мир так без души и сушествует.
11th-Dec-2017 04:12 pm (UTC)
Звягинцева не люблю, хотя смотрю исправно (положено). Из всех его фильмов могу посоветовать Елену (она иначе сделана, как сказал один мой приятель киноман - class warfare with hitchcokian overtones). Там нет излишних длинных кадров, которые ты щедро называешь данью Тарковскому. И есть неплохой сюжет. И "Возвращение". Он самый искренний, пожалуй, и самый философски-правильный.

Вместо Левиафана можно посмотреть фильм "Дурак". Это не Звягинцев, а Быков. Это очень простой фильм, дешево снятый, актерская игра средней паршивости. Но зато он ровно на ту же тему, что Левиафан (на тему борьбы и проигрыша честного маленького человека перед жадной бездушной системой), - только жестоко, честно и мрачно. Не в плане длинных туманных кадров и депрессивных пауз мрачно. Не по-эстетски. А по-настоящему. И проигрыш там не перед какими-то абстрактными силами зла, а перед конкретным родным народом, ради которого герой идет на риск.
11th-Dec-2017 07:19 pm (UTC)
Фильм "Дурак", может, и посмотрю, а со Звягинцевым скорей всего завяжу - смысла не вижу его смотреть, как он устроен, я поняла
11th-Dec-2017 04:41 pm (UTC)
Да, красиво, "Левиафан" - красивые мужчины и женщины, красивый дом, красивая природа. Я не особо заметила драмы, такая красота - взять и умереть!
"Елена" сделана на экспорт. Ну сделали, показали русское bydlo, которое пиво пьет, милуется и размножается. Генетический мусор, как писали комментаторы к фильму.
"Нелюбовь" по-моему, правдиво отражает идею отсутствия любви в голове режиссера. К реальной жизни, отношениям мужчин, женщин и детей это отношения не имеет.
"Возвращение" особо не запомнила, наверное, potable sans plus.

По-моему, Германа (которого я люблю) с Тарковским (тоже люблю) там рядом не лежало.
11th-Dec-2017 04:43 pm (UTC)
Пардон, перепутала "Возвращение" с "Островом". Вполне запомнила "Возвращение" (тоже природа красивая, Карелия), взаимоотношения героев итп. Понравилось.
11th-Dec-2017 04:45 pm (UTC)
Мне кажется правильным сравнение с "Догвиллем". Звягинцев ставит жесткий эксперимент над зрителем. Вивисекция без ясной цели. Даже лабораторных крыс запрещают зря мучить, а кинозрителей - можно.
11th-Dec-2017 07:30 pm (UTC)
Я по касательной с Догвилем сравнила. Догвиль мне омерзителен был и скучен, - ну, развлекается режиссёр, играется, презирает зрителя и водит его за нос.

Тут нет. Этот фильм, по-моему, вполне искренний - вот такой невыносимый мир у Звягинцева. Вполне убедительный. В том-то и дело.
11th-Dec-2017 07:11 pm (UTC)
Очень похоже на мое впечатление. Не назовешь хорошим, но и не забыть. Боль есть. Мне еще какое-то часовое видео встречи с режиссером много дало - я увидела очень простого и искреннего человека, неожиданно.

Edited at 2017-12-11 10:16 pm (UTC)
11th-Dec-2017 07:35 pm (UTC)
Я вполне верю, что он искренний - но из мира, который он показал, хочется только унести ноги. Это такая плоскостная жизнь, такая лишённая души жизнь, такое примитивное устройство человека. В общем, в моём миропонимании это не совсем искусство. Хроники безнадёжности.

И совершенно пересказуемо. Этот фильм просто пересказывается без потерь.
11th-Dec-2017 08:05 pm (UTC)
Очень хорошо написала. Меня фильм задел
12th-Dec-2017 11:21 am (UTC)
Спасиб! У меня было желание из такого мира бежать со всех ног, но, наверно, задел, раз из головы не шёл
11th-Dec-2017 10:21 pm (UTC) - это я была, почему-то выбросил ЖЖ, удали анонима
Не буду смотреть. Я тебе верю. А любовь в человеческой душе, а не в окружающем мире. Если в душе нет - то и в мире не будет. А если есть, то улыбнется, как Кабирия в последнем кадре фильма Феллини.
Все остальное - красивые съемки, постмодерные цитаты - как антураж депрессии - мне не нужно. Своей депрессии хватает.
Я попробовала посмотреть, но как Бегемот, бросила. Мне стало скучно и я поняла, что я увижу в последнем кадре. Судя по твоей рецензии - не ошиблась. А зачем мне смотреть кино, которое я могу рассказать своими словами, не заглядывая?
12th-Dec-2017 11:23 am (UTC) - Re: это я была, почему-то выбросил ЖЖ, удали анонима
Ну, да, именно! Я тоже про Кабирию подумала!!!

Пересказывается до деталей. Кстати, поэтому я не стала смотреть "левиафана" - было ощущение, что я про него всё уже знаю.
12th-Dec-2017 01:07 pm (UTC)
Я смотрела его фильм "Елена". А про "Нелюбовь" - уже боюсь. Потому что фильм Елена одновременно и про нелюбовь, и про какую-то животную, толкнувшую на преступление, любовь к сыну и его семье. И все это как-то обыденно и беспросветно
13th-Dec-2017 08:58 am (UTC)
я думаю, что я знакомство с ним закончила :-)))
13th-Dec-2017 02:55 am (UTC)
Не хочется чернухи. Даже мастерски снятой.
13th-Dec-2017 08:58 am (UTC)
И не надо :-)))
13th-Dec-2017 09:45 am (UTC)
Может быть, и я решусь посмотреть
14th-Dec-2017 01:46 pm (UTC)
мне теперь кажется, что для ознакомления достаточно одного и любого его фильма
19th-Dec-2017 11:23 pm (UTC)
Я посмотрела "Елену" - как будто врач скальпелем рассек опухоль и она у всех на виду, во всем своем чудовищном уродстве. А кто в России кроме Звягинцева? Есть кто-нибудь?)
23rd-Dec-2017 05:30 am (UTC)
Может быть, и нет, но это как-то, по-моему, ничего не меняет
This page was loaded Nov 18th 2018, 7:30 pm GMT.