?

Log in

No account? Create an account
Из колодца
летопись
«Обидно – сказал Бегемот – что у меня сузились музыкальные вкусы,… 
8th-Apr-2018 10:51 pm
«Обидно – сказал Бегемот – что у меня сузились музыкальные вкусы, вот раньше я от Листа получал удовольствие...».

«Да нет, не только очень важную музыку хочется слушать, бывает, что хочется слушать просто красивую, ну, там например «Интродукции и рондо-капричиозо»» – ответила я.

А потом подумала, что, наверно, из-за большей абстрактности музыки и в самом деле реже нужно «среднее звено».

В живописи (фигуративной) или в литературе предметность выявляет дополнительные связи – личные ассоциации, личную память. В музыке ассоциативность возникает, вроде бы, только на неё саму, услышанную в определённых обстоятельствах – Пастернаковское «Годами когда-нибудь в зале концертной...»

Из-за дополнительных связей читаешь средние книжки собственных современников...

Или вот я очень люблю «Начало весны» Юона, там где забор, закат за голыми ещё деревьями и в стёклах террасы закат, ёлки, яблочно-зелёное небо. Это раньше, чем мы приезжали на дачу. На дачу мы ехали в конце мая, уже были на деревьях листья и цвела сирень. Но часто на первое мая, на один день, ездили за город с родителями. А позже – на байдарке по Оредежи пару раз на первое мая плавали.

Я эту Юоновскую картину помню не совсем такой, какая она на самом деле, пририсовываю какие-то несуществующие детали, заглядываю за угол деревянной террасы, у забора иногда вижу лужу, и ней тоже закат.

...
И первомайская медуница под первомайским снежком, и первый дачный ужин – сосиски и отчаянно пахнущий свежий огурец, и рыжие высоченные берега Оредежи, и пена на чёрной воде.

«Мне Брамса сыграют, — я вздрогну, я сдамся,
Я вспомню покупку припасов и круп,
Ступеньки террасы и комнат убранство,...»

Но только, мне кажется, музыка так работает только уже слышанная при определённых обстоятельствах, а живопись, если фигуративная, и если значащий пейзаж, может быть и незнакомая.
Comments 
8th-Apr-2018 06:10 pm (UTC)
Соната си минор Листа - великая музыка. Зачем вешать ярлыки?
8th-Apr-2018 06:19 pm (UTC)
Дык не в этом же дело. Я думаю, великая - не великая - тоже отчати личное. Скажем так, то, что я для себя в живописи и в литературе волспринимаю, как третьестепенное я могу перечитывать-пересматривать-вспоминать, а в музыке, в основном, только то, что для себя лично воспринимаю великим, или очень красивым.
8th-Apr-2018 06:25 pm (UTC)
Ну дык да, я ж об этом. Что великое-не великое - очень сомнительное определение. Не знаю. Иногда услышишь какую-нибудь дурацкую песенку или мелодию из детства - и радуешься. А вообще я много новой музыки слушаю. Часто начинаю и бросаю, а иногда с удовольствием слушаю.
8th-Apr-2018 06:58 pm (UTC)
Из детства - да, конечно. Я про новое. Вот я там ниже Таньке ответила.
8th-Apr-2018 06:28 pm (UTC)
А я вообще про великую-не великую не понимаю. Чайковский великий? Меня не зацепляет совсем, никак и никогда. Шуман великий? Мне долго казался скучным - пока не услышала Фантастические пьесы в исполнении Афанасьева - и вдруг что-то пробило, оказалась возле заколдованного замка (не в нем - но возле, с возможностью подсмотреть чуть-чуть, с загадкой и чудом). И часто совсем не могу объяснить, что меня завораживает. Ну и от исполнения, конечно, ужасно много зависит.
8th-Apr-2018 06:57 pm (UTC)
Ну, неудачное слово, конечно. На самом деле, очень личное. Я собственно про то, что у меня не бывает с впервые услышанной музыкой, чтоб захватило одновременно с ощущением ну, не первого ряда что ли, мы всё ж всегда как-то немножко расставляем, мне кажется. У меня действительно бывает в живописи с чем-то явно не очень существенным вдруг - зацепляется и раскручивается, в литературе тоже, а с впервые ни с чем не связанной музыкой, кажется, не бывает, чтоб мне одновременно казалось, что не очень важное по сравнению с вечностью. :-) и очень бы зацепило. Я про это. Уберу слово "великая"
8th-Apr-2018 07:03 pm (UTC)
Понятно, да. У меня бывает. Но я сейчас вообще больше в музыке существую, чем в живописи (что для меня странно) и даже, страшно сказать, чем в литературе. Какой-то такой странный период пошел...
8th-Apr-2018 07:47 pm (UTC)
Да, я понимаю про тебя. Наверно, всё ж Аська тут причиной.
8th-Apr-2018 07:24 pm (UTC)
Либо мы признаём общепринятые титулы, либо не используем этот эпитет вовсе. Потому что нравится-не нравится здесь совершенно не при чём. Я склонна признавать, это что-то для меня определяет. И ни в коем случае не скажу, что Имярек не великий, потому что мне лично он не нравится.
8th-Apr-2018 07:30 pm (UTC)
А в обратную сторону? Я тоже, скорее всего, не буду говорить, что кто-то не великий, только потому что он мне не нравится. Но вот назвать великим кого-то, кто в общепринятой (кем, правда, неясно) табели о рангах таковым не является, могу запросто. Ну вот Бриттен для меня несомненно великий - обладает ли от этим титулом в общепринятой номенклатуре - понятия не имею.

Edited at 2018-04-08 10:31 pm (UTC)
8th-Apr-2018 07:41 pm (UTC)
Это я тоже могу, да.
8th-Apr-2018 07:49 pm (UTC)
И я так. Бриттен для меня тоже
17th-Apr-2018 12:12 pm (UTC)
Кстати, обладает.
17th-Apr-2018 12:12 pm (UTC)
очень странная дихотомия. Я лично считаю Пруста великим, но не читаю. Это не общепринятый титул, а впечатление. Ленка - то же про Достоевского. Признание (своё!) и "нравится" - разные вещи, но первое никак не совпадает с "общепринятым".

И эпитет я буду использовать. Он не всегда очевиден, но часто.
17th-Apr-2018 12:28 pm (UTC)
Ээ. А как ты можешь считать или не считать, если ты его не читаешь. Значит, ты его читал всё же. Я не думаю, что людей называют великими на пустом месте, в мировом понимании. Их не так уж и много. Я, собственно, ответила Таньке кстати о Чайковском.
Используй, кто ж тебе мешает. Тебе, возможно, очевиден, другому очевидно другое, ты же не считаешь себя истиной в последней инстанции. Надеюсь.
17th-Apr-2018 12:13 pm (UTC)
А Трио памяти Рубинштейна?
17th-Apr-2018 01:07 pm (UTC)
Нет, увы...
This page was loaded Aug 22nd 2018, 7:24 am GMT.