mbla (mbla) wrote,
mbla
mbla

Categories:

Андалузия, весна 1999 года.

В обед улицы пахнут жареной рыбой. Апельсиновые деревья. В Alcazar все цитрусовые: апельсины,  мандарины, грейпфруты.
Улицы – просто коридоры. Темные высокие. Патио – очень много горшков с цветами. Высокие пальмы – ветер в кронах. Сладкий запах в садах. Уйма жасмина. Белые голуби, как на персидских миниатюрах. Что-то вроде ястребов с коричневыми крыльями гнездятся в соборе и летают над ним. В Кордове на реке в кустах небольшие белые цапли? Белый голубь, притаившийся на фикусе, в первую минуту кажется наростом, искусственным предметом, обрывком полиэтилена, фонарем. Корни фикуса внешние узловатые сосновые. Только темней и больше. А олеандры совсем не так заметны, как в Италии. Длиннющие пальмы и фикусы с них же. Аляповато, как в России. Нет итальянских охряных стен. Все в керамических плитках. Один из моих любимых южных запахов оказался кипарисом, мокрым кипарисом после дождя. Буйные сады: ослепительная бугенвилея на стенах, переплетение всего вообразимого, включая бананы, мраморные фонтаны посреди.
Едят рыбу, гадов, все жаренное в оливковом масле.
Дожди – над головой опрокидывают гигантские баки с водой. Потом весь день – носятся тучи, проливаясь и сменяясь солнцем. В солнечные дни не поверить, что бывает дождь. Жарит солнце с сине-лилового неба. Очень симпатичные лошади. Белые. Такие, будто их полировали, а не только мыли. Из Кармоны можно выйти в степь. Слегка волнистую. Запах горячей травы и цветущих деревьев. Большинство площадей – апельсиновые деревья кругом, в середине фонтан, аляповатые скамейки в керамическую плитку. На крыше церкви в Кармоне, на крыше какой-то башни в Santeponcho аисты в гнездах. Общее с Россией: нет ощущения, что себя любят. Уйма грязных мусорных пустырей. Бесконечно уродливое новое строительство. Жилые дома и пустыри, практически нет кафе, столиков на улице, которые делают что-то человеческое из итальянских и французских новых кварталов. В старом городе по вечерам, в улицах, напоминающих узкие темные коридоры, запах мусорных баков заглушает цветущие деревья. Апельсины пахнут горько. Белые голуби на пальме качаются на ветру вместе с пальмой. Из-за прошедшей пасхи на решетках балконов засохшие пальмовые ветви. Вокруг Севильи апельсиновые сады и картофельные поля. Из домов по вечерам сплошные канарейки.
Совершенно иная  эстетика по сравнению с итальянской или французской – на рынке во Флоренции восхитительные рыбы: рыба меч с огромным мечом, продолжающим нос. Гигантские тунцы и прочее всякое. В Севилье на рынке окровавленные куски мяса и рыбы. Мясник в кровавом фартуке разделывает коровью голову с остекленелыми глазами прямо рядом с будочкой, где пьют какао и едят пончики.
Мечеть в Кордове напоминает лес. Ходишь среди колонн, как среди стволов. И полутемно – будто свод ветвей над головой. Выгнали мавров и превратили мечеть в церковь, практически ничего не изменив. Перед  мечетями  апельсиновые патио – дворы, на которых ровными рядами апельсины, пол из так аккуратно сложенных камней, что камни кажутся плиточным полом. Двор делится на квадраты, разделенные канавками. Эти патио совершенно одинаковы в Севилье и в Кордове.
Вероятно, мне трудно проникнуться  мусульманской  духовностью. С неизбежностью сравниваю с Италией. Двор монастыря Святого Марка во Флоренции с маленьким фонтаном среди белых стен. Фрески с прозрачной голубизной. Выражения лиц на картинах Ботичелли. Русалочья подводная печаль. И роскошные сады в Севилье среди мозаичных стен, среди орнаментов. У меня возникает в этих садах некоторое ощущение нехватки что ли, пустого места.

В Кармоне есть чувство близкого моря. Когда выходишь за городскую стену на край холма и смотришь на степь под сине-лиловым небом, эта вот сине-лиловость горизонта кажется морем. А если учесть южность горячего запаха, четкая иллюзия. И ветер.
Tags: из окна, пятна памяти
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments