mbla (mbla) wrote,
mbla
mbla

Categories:
Пересмотрев «Подстрочник», мы взялись пересматривать лекции Лотмана. У меня давно зарубка стояла. Кстати, Васька, который очень любил говорить, что некогда ему рОманы читать, последний месяц перед смертью Лотмана перечитывал...

Карантиня втроём – за компами, на комнатной беговой дорожке, выбирая устраивающую скорость на этой странной тележке, хватаясь за руль, на зарастающих лесных тропинках, с возникающими на экране заросшими нечёсаной шерстью коллегами, со студенческими вопросами, всегда неотложными, одним словом карантиня – после ужина – иногда с какой-нибудь чрезмерностью вроде оладьев – карантин oblige – вечернее «вместе посмотреть» – входит в упорядоченность жизни – и Лотман-собеседник оказывается четвёртым.

Он ничуть не хуже, не меньше захватывает, чем в первый раз. И наводит на разные мысли.

Лотман не дожил до социальных сетей. Его очень интересует место общения в культуре – что он бы о них подумал? В его парадигме – письмо-зеркало? Социальные сети очень настроены на аплодисменты. Не зеркало, а «свет мой, зеркальце»?

И ещё – границы двадцатого века и двадцать первого. Лотман – в двадцатом – в своих этических представлениях. И я бы сказала, что в некотором смысле двадцатый и двадцать первый в этике интеллигенции, воспринимающей себя как левая, или антиреакционная, или попросту как придающая большое значение гуманистическим принципам, – до того разные, что иногда противоположные – эти два трущихся боками века.

Лотман в лекции об интеллигентности и культуре (кстати, интеллигентность у него, естественно, не «классовая», он сразу оговаривается, что ещё как интеллигенты бывали питерские рабочие времён его детства, и сколько он встречал интеллигентных крестьян) фактически говорит об этических принципах, в которых в центре самоуважение, с которого начинается уважение к другим. По сути он говорит о том же, о чём необразованный дедушка Саши Яновской, который формулирует лаконично: «человек должен быть человеком, а не свиньёй».

Я бы сказала, что в сегодняшнем принятом этическом дискурсе человека в моём понимании принижают – если он принадлежит к социально неблагополучному или полунеблагополучному слою общества, ему даётся некая фора – ну, понятно, что он швыряет мусор на клумбу возле дома – его же не спрашивали, нужна ли ему клумба, может, ему совершенно не до клумбы... То есть защищая этого социально слабого человека, от него ничего не требуют, в чём, с моей точки зрения, проявляется к нему полное неуважение...

Лотмановская позиция, идущая ещё несомненно из 19-го века, построена на равенстве требований к тому, чтоб «человек был человеком, а не свиньёй», что, на мой взгляд, даёт куда больше шансов вырваться из социального неблагополучия тому, кто готов приложить к этому определённые усилия.
Tags: бумканье, карантинное, литературное, полемика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments