mbla (mbla) wrote,
mbla
mbla

Categories:
Пару дней назад я почему-то проснулась среди ночи. Самое плохое – это проснуться в дорассветное почти утро, – вот тогда-то отовсюду вылезают грехи упущения (по Огдону Нэшу), страхи, накопленный за жизнь стыд, – ночное утро – нехорошее время…
К щастью, обычно в пять утра я вижу сотый сон, который, проснувшись, увы, не помню.
А тут я почему-то то ли ещё не заснула, то ли вдруг проснулась – но в безопасное время, если только утром не надо рано вставать, – было всего лишь три часа ночи…
Чёрных мыслей никаких. И уж не знаю почему, но стала я думать, сколько я знаю книг (не детективов), построенных как серия рассказов, объединённых одним героем. Почему в три часа ночи вместо того, чтоб спать, я стала думать об этом, бог весть.
Я вспомнила «Денискины рассказы» и «Мещёрскую сторону». Потом подумала, что «Денискины рассказы» – это лучшее в этом жанре, но есть и другие рассказы о детстве, складывающиеся в книги.
А у рассказчиков – у Чехова, у Хемингуэя, у Бунина, у Казакова, у Мопассана, у Борхеса – рассказы совершенно отдельные. Объединены одним героем только в том смысле, в котором «мадам Бовари – это я».
Выходит, что если писателю не хочется расставаться с героями, у него получается роман. А рассказ – история, которую читатель нередко продолжает сам для себя.
Не потому ли естественно образуются циклы рассказов о детстве, что жизнь ребёнка куда медленней? Месяц – для ребёнка огромное время, а год почти непредставимое. Одновременно жизнь ребёнка куда наполненней событиями, – соответственно сюжет для небольшого рассказа в жизни ребёнка возникает очень часто. И к тому же ребёнок непрестанно меняется, и получается, что рассказы об одном и том же ребёнке с одной стороны и в самом деле об одном и том же – в смысле его «я», а с другой стороны, ребёнок – тот да не тот, – изменился от одного рассказу к другому.
А второй тип циклов рассказов с одним и тем же героем, – условно – «о природе». Я не очень люблю, когда природой называют лес, море, речку, зверей – бюрократически это звучит. Тут тоже понятно – обычно они от первого лица и концентрируются не на я-авторе, а на мире вокруг, – а об нечеловечьем мире вокруг короткие рассказы выходят и почти без сюжетов.
Может, конечно, я притягиваю логику за ослиные или спаниэльи уши в извечном желании классифицировать и устройнить картину.
Так или иначе, найдя какое-то объяснение, может, и криворукое, и хромоногое, я заснула.



Tags: бумканье, дневник, литературное
Subscribe

  • У Ириса

    Я шастаю по дорогам туда и сюда. Слишком долго я сидел, посаженный на крючок. То-то глазаньки мои, как прибайкальская слюда. Я красивый и мудрый…

  • (no subject)

    Очень, по-моему, умное печальное интервью Цветкова.

  • У Ишмаэля

    Вечер, утра не дряннее, вечер, платежа красней. Оторвавшись от корней и от всего, что знал Линней, по подтайному подснежью, обнажившему нутро, день…

  • У Ишмаэля

    Опять зима. От торжествуя и обновления пути уставший, по полю плыву я, снежком сжимаемый в горсти, по бывшей площади - Исусе! - преображённой в…

  • (no subject)

    Шли мы с Таней по лесу, и я, как часто водится, слушала радио – передачу об уменьшении биологического разнообразия. Очень увлечённый, судя по…

  • (no subject)

    Наткнулась у Носорога на разговор о стрекозах – о том, какие разные насекомые так когда-то назывались. А я подумала про детское чтение. Как…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments