?

Log in

No account? Create an account
Из колодца
летопись
Сумбур (или мои скромные соображения вслед Бодрийару) 
6th-Dec-2005 04:46 pm
Сначала дисклеймер: я безусловно согласна с Черчиллем, что демократия – плохо, но лучшего не придумали (это про политику). А про экономику – рынок плохо, но лучшего пока не придумали (этого, правда, Черчилль не говорил).

Мы живём в мире, полном противоречий и не желаем этих противоречий видеть. Живём, с одной стороны делая вид, что мы не умрём, а с другой, подсознательно или даже сознательно считая – после нас хоть потоп. Живём, принимая неизбежность того, что правила игры противоречат нашей этике.



Мы читаем в газетах и журналах, что в это Рождество англичане собираются покупать больше, чем в прошлое (ура англичанам, молодцы), французы немного меньше, чем в прошлое (что ж это вы, ребята, безработица ведь опять упала, а вы боитесь), а немцы (позор им, позор!) сильно меньше, чем в прошлое, совсем мало.

Мы знаем, что если мы не станем потреблять меньше энергии, – нам хана, на нас уже налетело столько ураганов, что пришлось называть их греческими буквами, не хватило латинского алфавита – и мы всё равно кричим – покупай, покупай, потому что мы знаем – меньше покупаем, меньше производим, наступает безработица, эффект домино. Кризис.

Мы намеренно производим недолговечные предметы, покупаем, выбрасываем – наша экономика не умеет работать иначе.

Мы знаем, что ещё лет через десять в Китае будет столько же машин, сколько в Америке, и что тогда мы уж определённо задохнёмся. Что ж – китайцы имеют такое же право ездить на машинах, что и американцы.

Мы собственными руками оскверняем и портим наши исторические памятники – в Риме нельзя подойти к фонтану Треви, в Венеции зайти в Сан-Марко. Толпы, очереди, сувенирное говно, экскурсоводы, собирающие группы, машущие в воздухе зонтиками и прочими палками с флажками.

Наши друзья были во Флоренции в конце сентября – они не попали в собор, очередь обвивалась вокруг него несколько раз.

Что ж – все имеют право ездить.

Мы строим многоэтажные отели на пляжах. И если бы не организации типа conservatoire du littoral, у нас не было бы побережья. Что ж – все хотят загорать.

Мы торгуем культурой и переживаем, если летом к нам приезжает недостаточно много туристов. Плохо для экономики!!!

Я когда-то уже писала о естественной для меня морали – о праве человека жить там, где ему хочется, не взирая на границы и документы. Я прекрасно понимаю, что это утопия. Но вот тратить деньги там, где ему хочется, – это, между прочим, пожалуйста, это нам, приличным налогоплательщикам, только выгодно – краткосрочно выгодно, а после нас хоть...
Очень я люблю у Гарика: «Сломав берёзу иль осину, подумай, что оставишь сыну. Что будет сын тогда ломать, остановись, ебёна мать!»

Для экономики хороша глобализация – вперёд, а дети пусть приспосабливаются, пусть находят себе занятия, которые в нашем обществе хорошо продаются, пусть становятся администраторами и менеджерами.

А самое смешное, что нынче дети как правило сами готовы идти учиться чему-нибудь солидному, бизнесу например, и не приходится родителям розгами загонять их в такую учёбу, с детства над детьми витают слова безопасность и обеспеченность.

Я близко знакома с двумя людьми (один натуральный американец, второй живёт в Америке, а когда-то из Питера), которые в юности задумывались о том, что если бы им предложили полететь в космос без гарантий возвращения, они бы, возможно, согласились. Юность их пришлась на семидесятые.

Оба они физики, – один вылетел из науки из-за того, что не нашёл постоянного места, второй – благополучный профессор. Оба пошли в науку, потому что верили, что удастся понять, как устроен мир, выражаясь высокопарно.

Сколько сейчас детей, мечтающих стать космонавтами или учёными?

А дети ведь не стали хуже или скучнее, дети, наверно, по-человечески стали только лучше.

Это у общества нет больше идей, общество толкает человека к тому, чтоб он стал просто потребителем, хорошим, добрым, внимательным к людям, но потребителем, пусть даже потребляющим культуру.

А ведь человек по природе любопытен, ему свойственно задавать вопросы, искать, идти на риск.

Конечно, люди находят какие-то выходы из положения – кто-то уезжает в Африку с благотворительными организациями, кто-то пытается искать какую-нибудь полезную деятельность дома.

Я это совершенно регулярно вижу на своих студентах.

Ходить на работу, получать зарплату, ходить в театр и читать книжки – этого человеку, во всяком случае, юному, сугубо недостаточно.

Даже, если эта работа интересная. Чтоб было достаточно, нужно, чтоб была не работа, а страсть. А это не каждому достаётся.

И в этом нашем обществе живёт низший класс – люди без образования – не интеллигенты, не крестьяне, не ремесленники. Обыкновенный городской низший класс.

Вот растёт ребёнок в семье, где папа и мама работают за гроши – подметают, сидят в кассе, или пособие получают, ведут растительный образ жизни, имеют кругозор червяков...

Если ребёнок способный, если семья живёт в нормальном месте, у ребёнка есть шансы – он может встретить хорошего учителя, вокруг него может быть какая-нибудь красота...

Я близко знаю одного такого ребёнка – это мой второй муж. Американец. Одинокий мальчик, очень умный и способный, выросший в дикарской семье.

К счастью он рос в доме на окраине маленького городка, рядом были лес и речка. И он уходил в лес, ловил в речке форель... К счастью он встретил учителя физики, заметившего способного мальчишку.

А если семья живёт в жутком месте – в бетонной коробке среди других бетонных коробок, и в школе соседи по парте все из похожих семей. И не повезло с учителем. Тогда что?

Что наше общество предлагает такому ребёнку? Во что он должен интегрироваться?

Получается, что в бесконечное покупание-потребление. Подросток идёт по улице или едет в метро – что ему предлагают со стен – купить то-сё-пятое-десятое. Там дешевле, тут лучше.

Нет, конечно, на стенках предлагают не только это – предлагают заниматься самой разнообразной благотворительностью – брать детей на викенды и на лето, навещать стариков, посылать еду в Африку, брать на воспитание щенков – будущих собак-поводырей... Только ведь подросток из дикой семьи – до чтения добрых и умных надписей на стенках надо ещё дорасти.

А покупать – действует – вообще считается, что на детей реклама сильней всего действует.

Вот и предлагает общество подростку – стань обычным потребителем, – ешь, пей, сиди в кассе в супермаркете, покупай в меру своих возможностей, а по вечерам смотри телевизор – общество будет довольно.

А слабО поставить себя на секунду на место человека, который целый день сидит за кассой, получает свои скудные деньги, идёт в дешёвый супермаркет, покупает там невкусные дешёвые испанские помидоры, невкусную дешёвую испанскую клубнику, потом приходит домой и телевизор включает? Повеситься не хочется?

Можно, конечно, говорить, что он сам виноват – надо было идти учиться. Но ведь он исходно учился в школе, из которой не вынес никакой любви к знаниям. Да он зачастую и не знает, что это значит – учиться.

А если кто не способен учиться? Ему что – застрелиться и не жить?

Когда этому вот отпетому подростку предлагают что-нибудь выходящее за рамки обыденности, он это хватает – вот та же тётка, которая отчасти на свои деньги, отчасти на государственные, держит с десяток детей, сбежавших из дома, у себя на лошадиной ферме и даёт им «лошадиные» профессии. Эти отпетые хулиганские дети принимают даже навязанную им железную дисциплину, – потому что им интересно, интересно и всё тут.

И ещё одно. Мы живём в мире, в котором вовсю работает закон Паркинсона – каждый дорастает до уровня своей некомпенентности. Мы живём в мире, в котором мы не разбираемся, мы вынуждены полагаться на экспертов, а доверяем ли мы экспертам? Если эксперты – это политики, то троекратное нет.

Голосуем мы, как правило, выбирая меньшее из зол.

Если же вспомнить референдум об европейской конституции, так ведь просто смешно – никто не знает, лучше принять эту конституцию, или лучше её не принимать, – и политики не знают, и обыватели, – всё это голосование – только столкновение амбиций.

Я оптимистка по природе, непрошибаемая оптимистка, и я, в отличие от Бодрийара, верю, что хорошим образованием, интересными кружками для конкретного человека можно решить многое – за счёт того, что у него появятся непотребительские интересы... Он после работы пойдёт петь в хор, или играть в театре, как делают почти все мои знакомые французы.

Но только обществу невозможно долго без цели, без борьбы, без преодоления – жизнь общества в шестидесятые, когда верили в познание мира, в освоение космоса, в свободу – была куда интересней и значимей.



Если кто дочитал, извините за занудство.
Comments 
6th-Dec-2005 04:01 pm (UTC)
Зря Вы так про испанские помидоры. Они у нас вкусные (равно как и бельгийские-голландские). А вот что меня поразило во Франции, так это то, что помидоры были ужасно дорогими и при этом ужасно невкусными (дело правда было в феврале-марте). При этом они, кажется, были не из Испании из Марокко (то бишь даже не ЕС).
6th-Dec-2005 04:34 pm (UTC)
Нуу, не знаю. По-моему, бельгийские и голландские малосъедобны, как и испанские. Во Франции дешёвые и обалденно вкусные помидоры летом и осенью, зимой очень разные и по цене и по качеству, причём, бывают хорошие недорогие и плохие дорогие - от места зависит - на нашем базаре очень ничего сицилийские
6th-Dec-2005 04:01 pm (UTC)
"навешать стариков" - зловещщщщще... :)
6th-Dec-2005 04:29 pm (UTC)
исправила :-)))
(Deleted comment)
6th-Dec-2005 04:38 pm (UTC)
Помню, естественно, но не все опошленные и изнасилованные советской властью слова заведомо неверны. Я когда-то с изумлением услышала от людей в Америке про то, что им хочется пользу приносить... Такой дикой мне эта мысль о пользе показалась.

А жить мне и сейчас интересно. Я ж не о нас... Я ж тут именно о подростках из низшего класса.
6th-Dec-2005 04:07 pm (UTC)
Интересно.
Вот ты пишешь:
"Можно, конечно, говорить, что он сам виноват – надо было идти учиться. Но ведь он исходно учился в школе, из которой не вынес никакой любви к знаниям. Да он зачастую и не знает, что это значит – учиться."

Самое грустное -- это то, что во Франции без определенного кругозора даже нужное учебное заведение не выбрать. Здесь очень сложная и несправедливая система образования. То есть дети образованных родителей смогут пойти учиться и получить профессию, которая их прокормит. Остальных ориентирует советник по (дез) ориентации.
6th-Dec-2005 04:40 pm (UTC)
Ну, тут ты всё-таки преувеличиваешь.

Я знаю очень немало ребят, которые учатся и у которых папа камещик, мама - уборщица. Мало того, мы даже иногда берём таких бесплатно... Но им, конечно, трудно пробиться - и тут хороший учитель, или кружок разумный могут судьбу определить
6th-Dec-2005 04:15 pm (UTC)
Вы очень грустно написали о сегодняшнем дне. Дай, Б-г, чтобы Вы ошибались. Хотя, кажется, нет.. С уважением.
6th-Dec-2005 04:29 pm (UTC)
Посмотрите ниже в ответе sasmok, я ответила там отчасти и Вам
6th-Dec-2005 04:18 pm (UTC)
Лен, все в черном свете, а все ли?
вспомни, как рассказывала, что в вашем же Медоне матерей неработующих из дома вытягивают, чтобы те детей в кружки начали отпускать.

и в метро - не только сникерсы рекламируют - регулярно информация о (бесплатных!) лекциях в La Vilette на разные темы, там, между прочим, и точные науки фигурируют.

а то, что кто-то в Африку едет, так ведь не вопреки системе, а именно благодаря ей. потому что свободен. и в состоянии решать.
6th-Dec-2005 04:28 pm (UTC)
Анька, ты прекрасно знаешь, что я не в чёрном свете, на самом деле, мир вижу. Отнюдь. И во Франции чрезвычайно много делается, чтоб вытянуть этих же детей диких родителей, но не всюду. Просто противоречия есть - и серьёзные. И про Африку ты права, и в метро сколько угодно разумной информации - просто до неё надо дорасти, я ж и об этом, надо. чтоб кто-нибудь - учитель, воспитатель, друг - когда-нибудь вытащил этого же несчастного ребёнка, трудно самому,и когда никого разумного нет, очень велики шансы на то, что хорошего на стенке не заметит, а на плохое клюнет
Я ж и про моих студентов - вон в этот викенд отъезжают с компами в Бенин - рассказывала, и про старичков, которые три вечера в неделю приходят рассказывала.

Наверно, я вообще это написала в ответ на рассуждения о том, что "с жиру бесятся", общество вон пособия платит, и будьте довольны. Я от таких рассуждений на стенку тихо лезу
(no subject) - Anonymous - Expand
(no subject) - Anonymous - Expand
(no subject) - Anonymous - Expand
(no subject) - Anonymous - Expand
6th-Dec-2005 04:45 pm (UTC)
спаибо вам за этот пост
Да, все так, как вы пишете
И я с горечью наблюдаю все это в России, мы семимильными шагами тоже идем в общество потребления, начиная с приобретения самого плохого и сложного от него.
Многие дети моих знакомых, не противясь желанию родителей дать им высшее образование - возможно, из-за инертности - сами абсолютно не знают, кем они хотят быть и тем более - чему учиться. Идут, куда легче поступить, куда их направляют родители - по своим стопам или куда могут "устроить". А молодым ничего не надо. Компьютерные игры, для кого-то хождения в ночные клубы, для кого-то просто шатания по улицам...
И дальше в своих интересах они не поднимаются
Это уже совсем новое поколение. Как разбудить в них что-то доброе, вечное?
6th-Dec-2005 04:49 pm (UTC)
В России, я подозреваю, существенно хуже. В западном обществе есть немало противовесов и больше доброты. Посмотрите, что sasmok в комменте пишет, и мой ответ.


Я в принципе - не пессимистка, и мои студенты оптимизма прибавляют.
6th-Dec-2005 04:50 pm (UTC)
Только зачем Вы в самом начале пишете про
"рынок плохо, но лучше не придумали"? Весь
ваш текст опровергает вторую часть этого
лозунга! В шестидесятые, семидесятые, даже 80-е -
- в том ведь и дело, что "рынок" был в общем-то
весьма ограничен. Многие знакомые французы
оплакивают покойный СССР почище анпиловских бабушек -
говорят, само его существование не давало развести
такой либеральный беспредел, как сейчас. Люди же не
спонтанно перестали "верить в познание мира".
Это вполне конструируемая вещь, а вовсе не эффекты
солнечной активности и космической пыли...
6th-Dec-2005 05:19 pm (UTC)
Ну, положим, был всё-таки рынок, просто с меньшим разрывом между богатеями и теми, кто на зарплате. Отсутствие рынка - это советская экономика, и это мы знаем, к чему приводит.
А покойный СССР и я могу оплакать - Запад безусловно был лучше, пока сушествовал СССР (я ведь застала), было на кого НЕ равняться, а это очень важно. Было ясно, чего ни в коем случае делать нельзя.
(Deleted comment)
6th-Dec-2005 05:16 pm (UTC) - p.s.
И, кстати, насчет бетонных коробок -
почему все так переживают насчет?.. Три четверти
моих друзей родились и выросли среди этих самых коробок
на окраинах Москвы (включая меня, естественно).
В самих-то коробках ничего страшного нет, они не
кусаются. Люди кусаются, а не коробки... А единяться
с природой можно ездить и на электричке.
6th-Dec-2005 05:23 pm (UTC) - Re: p.s.
Трагедии, может, и нет. Но ежели дома хреново, а рядом лес и речка, то сильно лучше. Чесслово, вот на своём втором муже Джейке видела.

А в Питере я знала людей, которые были готовы жить в худших условиях, но не в Купчино, утверждая, что в Питере они хотят жить.
6th-Dec-2005 05:17 pm (UTC)
Дочитала и было не занудно, но какое-то знакомое такое чувство возникло. Писалось на одном дыхании, на всплеске, на ощущении высокой правоты и, прошу пробачення, высокого, праведного гнева. Обычно, а у меня в работе это возникало с учениками, после такого всплеска и жалеешь, что писал/говорил слишком возбуждённо и жалеешь, что не продумал дважды, и остаёшься опустошённым. странно, почему так? Всё ведь верно...
6th-Dec-2005 05:26 pm (UTC)
Нуу, вообще-то не совсем так - я ещё позавчера в ответ на вопрос кривелли, что я думаю про Бодрийара, сказала, что отвечу позже. Так что отчасти обдумано - в автобусе. Но, конечно, очень многое приблизительно, многое упущено...
6th-Dec-2005 05:17 pm (UTC)
Очень хочется сказать в ответ что-нибудь длинное и глубокое, но ничего длинного и глубокого в голову не лезет (это, кстати, и моя стандартная проблема с e-mail'ами).

На самом деле всё, что ты говоришь, правда и решения тут нет. Точнее говоря, время на воплощение сколько-нибудь размнуго решения требуется, как всегда, больше, чем на создание проблемы - иными словами: мы не доживем. А поскольку "после нас - хоть потоп",..

А ещё я не согласен с формулировкой "демократия – плохо, но лучшего не придумали". Демократия бывает разная (голубая, как всем известно, и красная); одна лучше, другая хуже, и у каждой есть свои преимущества. Если бы можно было - демогогии ради - ну хоть на уровне EU собрать по-больше этих преимуществ, то может что-нибудь бы и сдвинулось. (Замечу мимоходом для не-математиков, что то, что при этом получится, не факт, что будет демократией.) Забыл что дальше хотел сказать...
6th-Dec-2005 05:34 pm (UTC)
:-)))
Про демократию согласна. Про решения - я ведь давно предлагаю жить вечно. Только никто меня не слушает.
6th-Dec-2005 05:23 pm (UTC) - Намеренная провокация.
Наши друзья были во Флоренции в конце сентября – они не попали в собор, очередь обвивалась вокруг него несколько раз. - докажи мне, что это плохо. Люди к культуре тянутся, разве это то потребительство, о котором ты пишешь? Но тогда и учёба - потребительство?

И ещё, мне стыдно, но я не знаю, кто такой Бодрийар. Первый раз я встретила его имя в посте quichenotte, но постеснялась спросить.
6th-Dec-2005 06:11 pm (UTC) - Re: Намеренная провокация.
Бодрияр это газетный философ, излагающий языком "интеллектуализма" банальные вещи, причём очень желающий читателей заставить думать что он умный. А он раскрученно модный пшик.
6th-Dec-2005 05:24 pm (UTC)
В 60-е у меня были другие проблемы (во что куклу одеть), так что сравнивать трудно. Но я, наоборот, очень часто поражаюсь, насколько у американцев, включая молодых, разнообразные интересы и цели - от помощи детям бедняков до театра. Мне очень жаль, что в моем детстве не было таких возможностей, помимо нескольких кружков, которые нигде не рекламировали, а мне, наоборот, вдалбливали на политинформациях про светлые цели, борьбу и преодоление.

Кругозор червяков, к сожалению, бывает у людей с самой разной зарплатой и образованием, хотя, конечно, жизнь низших классов куда более этому способствует. К сожалению, реальной альтернативой циклу "касса-помидоры-телевизор" в нашем мире пока является не всеобщие занятия наукой или танцами, а цикл "тяжелая работа в поле - скудная еда - сон - тяжелая работа в поле." Мне кажется, выбор между этими альтернативами все же в пользу общества потребления.
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
6th-Dec-2005 05:24 pm (UTC)
Тяжкая тема... Помнишь: - Если Родина прикажет быть героем...
Нет родины. У очень и очень многих. И героем быть мало кому хочется, разве что, безумным смертникам. Ты пойми - любое общество: и ваше, и наше (мало чем отличаются, поверь), обречено, когда на смену шкале ценностей приходит идеология. Глобализма, потребления... образа жизни... И ведь никогда не договориться... Интеграция - это миф, в который некоторые поверили. И ты... Спроси у В.П. сойдутся ли Запад с Востоком. Сколько тысяч лет пробовали? А турпоходы Македонского куда были? И что? А экологический туризм Чингиз-хана? Не сошлись!
6th-Dec-2005 05:31 pm (UTC)
Саш, оставь восток в покое, он тут и вовсе ни при чём. Вопрос во взаимоотношениях с низшим классом, а восточный он, западный или с Марса дела не меняет. Это уж я видела. А интегрированных этигрантов сколько видела - кстати, образованные люди из Алжира интегрируются лучше русских - нет проблемы языка. Я вообще не об иммигрантах.

А вот со шкалой ценностей и идеологией сложно. Не так однозначно. Юным людям очень хочется хорошего общего дела. Просто необходимо.
6th-Dec-2005 05:36 pm (UTC)
Спасибо.
Я оптимистка по природе, непрошибаемая оптимистка - я попытаюсь немного отщипнуть:)
6th-Dec-2005 11:00 pm (UTC)
Пожалуйста - отщипывайте :-))))
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
This page was loaded Sep 21st 2019, 11:49 am GMT.