mbla (mbla) wrote,
mbla
mbla

Category:

Фильм "Русское" по Лимонову

Честная строгая экранизация "Подростка Савенко". В титрах сказано, что использован не только "Савенко", но и "Молодой негодяй". Я, честно говоря, не заметила.

Впрочем, оба романа я читала достаточно давно, когда они только вышли, что-то могло и смешаться.

Я вообще люблю прозу Лимонова, больше всего "Молодого негодяя", но и "Эдичку", и "Подростка Савенко".

Когда я читала "Молодого негодяя", мне было очень обидно за питерскую субкультуру 60-х-70-х - харьковчанам повезло - о них рассказали, о питерцах - нет, о москвичах чуть-чуть Гандлевский в "нрзб".

"Савенко" - из всех лимоновских книг самая прямолинейная.

Собственно, "Молодой негодяй" в той же мере реалистистическая книга о молодости, что и "Савенко" о взрослении. Но в жизни, описанной в "Молодом негодяе", гораздо больше игры и веселья.

В фильме выявилась суть лимоновской реалистической прозы - время с любовью и без надрыва. Нет правых и виноватых - и мальчишка, который ночью тащит мелочь из кассы магазина, и менты, и алкаши, и родители, и девчонка-красотка - все живые. Всех жалко.

Пожалуй, не жалко только персонал психушки, куда герой попадает после попытки самоубийства, - садисты.

Интересно мне - как смотрится этот фильм теми, кто здорово моложе?

Для меня 59-ый год - молодость родителей. Не времена бесконечно отдалённые.

Нищета, убожество облупленных стен, дворы, песенка про то, что "Новый год настаёт, ждать осталось так немного" хватают меня за душу и кричат о моей причастности.

Смешная деталь. Один из пациентов психушки читает "Новый мир", грязно-голубой родной такой журнальчик - несколько раз почти крупным планом - в руках.

Я всё пыталась увидеть год и номер, каким-то он мне казался не тогдашним, этот журнальчик. Но не удалось.

Вчера поняла, в чём дело, посмотрев на полку со старыми "Новыми мирами" - они такие все пыльные, потасканные, старенькие. А журнальчик в фильме свеженький, с виду только вышедший. Собственно, таким он и должен быть - журнал 59-го года в 59-ом году.

Думаю, что в фильме показали какой-нибудь недавний номер и намеренно не дали зрителю возможности увидеть год.

Режиссёр Александр Велединский, про которого я никогда не слышала, определённо учился у Алексея Германа. По скупости, по детальности, по любви ко времени и месту, любви, равносильной любви к своей жизни, шедшей в этом месте и в этом времени, мне этот фильм очень напомнил "Лапшина" и ещё моего любимого Трифонова.

Только у Германа и у Трифонова непрерывно присутствует отстранение, они рефлектируют, у них прошлое разговаривает с настоящим.

Лимонов и Велединский - проще. Они погружаются во время и там живут.

Что ж - честное погружение и доброе.
Tags: кино, рецензии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 31 comments