mbla (mbla) wrote,
mbla
mbla

Categories:

я в театр больше не ходок (не ходец?)

Мы сходили на "Три сестры" у Фоменко. Основное ощущение: вилкой по тарелке. Неловкость от того, что при тебе кривляются. Идея простая, даже примитивная - малохольный Чехов в пенсне весь спектакль стоит за конторкой - на переднем плане - и водит пером по бумаге. Периодически он перестает водить пером и сообщает залу, где происходит действие, иногда громко выкрикивает "пауза", с чем актеры изредка не соглашаются, например, когда целуются. Иногда зачитывает фрагменты своих писем.
Актеры произносят текст, вроде бы чеховский, но вот не совсем. Например, какая-нибудь глуповато-пошловатая фраза у Чехова произносится один раз, у Фоменко - целых три, а то и четыре, да еще и фоменковские фразы втираются. С единственной целью - удесятерить пошлость и убрать все человеческое. У Чехова в пьесах ведь есть такие монологи, глуповатые и неловкие, монологи человека 19-го века, свято верящего в прогресс...
И вот Фоменко наслаждается именно этими монологами - он с удовольствием показывает сборище полоумных высокопарных кретинов. Три дебилки и истерички писклявыми голосами, кривляясь, кричат "в Москву, в Москву" и произносят слово профессор через э. Сопровождается все это действо стандартным современным набором штампов: Ирина и Тузенбах немножечко ходят вокруг столбов и кидаются друг в друга шляпами.
И еще очень скучно. Пожалуй, в последнем акте чуть-чуть прорывается Чехов, думаю, что вопреки Фоменко - трудно же актрисам целый вечер играть пошлых дебилок!
Я прекрасно понимаю, что можно очень не любить чеховские пьесы, сама их до недавнего времени терпеть не могла - но не понимаю, зачем тогда ставить?
Вообще-то я такое уже видела: у Васильева в "Дон-Жуане" актеры старательно читали, нет, выкрикивали Пушкина так, чтоб уж точно не было ни ладу, ни складу, чтоб было противно. А еще есть сокуровский фильм, вроде как, по "Преступлению и наказанию", где Порфирий Петрович на лестнице все время спотыкается о собачьи какашки, а Сонечка Мармеладова - такой мерзкий дистрофик с большой головой, там еще периодически разные люди кидаются с высокого этажа в колодец.
В общем, отсидели мы четыре часа в безумно душном подвальном зале Chaillot и подумала я, что, наверно, нечего мне в театр ходить - со свиным рылом в калашный ряд - слишком часто я испытываю там те самые эмоции, что старый профессор в "Скучной истории"...
С другой стороны, когда-то "Свадьба" у Фоменко мне страшно понравилась - отличная была буффонада. А Додин - совсем было здорово. Чтоб уж быть справедливой.
Tags: литературное, полемика, рецензии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments