?

Log in

No account? Create an account
Из колодца
летопись
Вспомнилось (навеяно разговорами вокруг постов tosainu) 
9th-Jun-2006 12:45 pm
как жили мы три месяца в Италии в 79-ом году.



Были частью столпотворения эмигрантов из России, – все мы получали социальные пособия и ждали виз в Америку, Канаду, Австралию.

Толпа из людей, поставленных вне привычных условий жизни, находящихся в стрессовом состоянии, не умеющих крутиться в новом для них мире...

Почти все мы жили в городке Ладисполи под Римом. Туда привозили из Вены (первый перевалочный пункт). В Ладисполи было относительно легко снять квартиру, был доктор, принимавший русских (ему за это платила одна из благотворительных организаций – между организациями была очень чёткая договорённость – кто за что отвечает, кто кого берёт на содержание).

Деньги нам выдавали раз в месяц – жить на них было трудно, но возможно. Квартиры снимали совместно, образовывали коммуналки.

Довольно быстро в местном супермаркете появилось объявление: «ни воровать». Что ж, попадали люди впервые в магазин, где лежат продукты на полках...

Однажды при мне старушка в небольшом магазинчике что-то попросила у продавщицы по-русски, когда продавшица принесла требуемое, старушка победительно посмотрела на меня и сказала: «Вот. Если хотят, так всё понимают».

А ещё по утрам эмигранты ездили на барахолку, продавать за деньги, казавшиеся тогда немаленькими, вывезенные фотоаппараты, и почему-то балетные тапочки ещё спросом пользовались. Ездили в поезде, стареньком таком поездочке, состоящем из отдельных купе, вход в которые прямо с платформы. Поездок был переполнен, спешащие на рынок заклинивали двери, чтоб ограничить толпу. Итальянцы, жившие в Ладисполи, имели обыкновение утренними поездами на работу ездить – это стало весьма проблематично.

Продавали друг другу сведения о квартирах на сдачу, появились квартирные маклеры, научили итальянцев брать деньги за автостоп.

Одно семейство повадилось приходить в благотворительную организацию и говорить, что остались без гроша, что у них украли деньги за месяц – раз – им поверили, два – поверили, в третий – шиш.

И делились на презирающие друг друга группы – ленинградцы, к примеру, презирали одесситов.

И почти все презирали «грязную» Италию и итальяшек.

Хорошее воспитание и образование, то, что в просторечии называется культурой, не всегда предохраняло от впадания в эту жизнь гетто. В коммунальные склоки периодически вступали вполне, казалось бы, интеллигентные люди.

Мне было 25 лет. Мы были вдвоём – ни детей, ни стариков, никакой ответственности, и же оба подрабатывали. Я – переводчицей у врача (мой русский французский, его итальянский французский), за что в придачу к пособию в самом конце нашего пребывания в Италии мне выдали деньги, казавшиеся тогда огромными.

Я влюбилась в Италию – на всю жизнь. Последний месяц мы прожили в Риме – носились по улицам и ездили в Венецию, Верону, Флоренцию, Неаполь, на Капри.

Мне было 25 лет, и всех этих людей я брезгливо презирала.

В 87 году я во второй раз прошла итальянскую эмигрантскую жизнь, – внешним наблюдателем. Я приехала в Вену встречать близкого друга и прожила с ним в Италии до самого его отъезда в Америку.

Мы сняли в Риме комнату в громадной квартире, в которой жил хозяин (студент-медик) и ещё девчонка-американка, приехавшая в Италию за приключениями. Иногда мы ужинали все вместе – наш хозяин варил громадную кастрюлю с макаронами, мы запивали их вином из не менее громадной бутылки, а потом садились в маленькую хозяйскую машинку и ехали кататься по ночному Риму.

По мраморным римским полам бегали пушинки от одуванчиков.

Эмигрантскую толпу мы видели очень мало – по дороге из Вены в Рим, первые пару дней в Риме в гостинице...

Они не изменились. Стоя у груды багажа, возле вокзала Termini, заметив проходяшего с чемоданом человека, кричали друг другу – «проверьте ваши чемоданы, здесь Италия», они жаловались, что в Риме грязней, чем у них на Подоле.

Портье в гостинице, стыдливо потупив глаза, попросил, чтобы я объяснила людям, что нужно мыться. И повесила объявление о том, что не надо воровать...

У меня больше не было ни снобизма, ни злобы, ни презрения – я уже знала, что всё у этих людей будет хорошо, что приедут они в свою Америку-Австралию-Канаду, что найдут работу, что научатся жить в этом новом мире, что всё отлично образуется. Они только этого ещё не знали.

И в автобусе из Рима в Ладисполи я с нежностью перевела одному мужику на итальянский список очень нужных слов, в котором фигурировали «сасиськи», помимо пива.


Люди, собранные в толпу, оторванные от привычных условий жизни, люди, перед которыми неизвестное пугающее будущее, люди, живущие на благотворительность, легко превращаются в стадо напуганных часто недобрых детей.

Это как москвичи, которых испортил квартирный вопрос.


В 79-ом году мне казалось, что благотворительные организации работают плохо. В 87-ом меня стало восхищать то, что они вообще справляются с этим потоком.

Давно хочу написать об эмиграции, но это так неподъёмно...
Comments 
9th-Jun-2006 11:26 am (UTC)
да и любое презрение к инородцам, будь то грязные итальяшки, чухня, черные и т.д. - все от от желания защититься, от ощущения собственной неустойчивости и малости в этом мире. Страшнее всего найти врага в себе - люди не научены с ним бороться. ПРоще найти кого-то совсем отличающегося от тебя в окружении.

Проблема бывших советских людей в том, что большинтву не пришлось видеть другие страны и людей другой национальности. Турпоездки не особо в счет.
9th-Jun-2006 01:54 pm (UTC)
Ну, естественно - потребность во внешнем враге, необходимость кого-нибудь обвинить, реакция на чужих...
9th-Jun-2006 11:32 am (UTC)
Что-то я у тебя уже читал... Но напиши, напиши. Подними этот груз, разберись пристальней в себе. У тебя же очень получается.
9th-Jun-2006 01:54 pm (UTC)
Ты представляешь, сколько времени на такое уйдёт - это не посты в жж писать всё же.
9th-Jun-2006 11:35 am (UTC)
интересно. мы уже совершенно по-другому все видели.
9th-Jun-2006 01:14 pm (UTC)
Ну, у "нас" же ситуация была совсем другая.
Я вот, например, приехала в аспирантуру,
когда у нас началось черт знает что (а я как
раз кончила мехмат); в аэропорту меня встречал
новоиспеченный научный руководитель. Думаю,
что у Вас тоже было что-то похожее - в смысле,
очевидные перспективы на новом месте и т.д.
Да и вообще - для меня слово "эмигрант" уже
некоторая абстракция; в любой момент можно
вернуться и все такое. До сих пор всячески
отрицаю факт своей эмиграции...
9th-Jun-2006 11:46 am (UTC) - У меня больше не было ни снобизма...
Вот за это спасибо!
9th-Jun-2006 01:58 pm (UTC) - Re: У меня больше не было ни снобизма...
Должнка ж жизнь хоть чему-нибудь учить
9th-Jun-2006 11:50 am (UTC)
Спасибо.
(осторожно) надеюсь написанное не перевозбудит сами-знаете-кого и здесь.
9th-Jun-2006 01:59 pm (UTC)
Пока всё тихо
(Deleted comment)
9th-Jun-2006 12:11 pm (UTC)
да, Вы очень правы.
я тоже всё хотел написать как-нибудь о своих немногочисленных впечатлениях про "наших за границей", но как-то всё очень необъективно-негативно получается: и пока я живу тут в Париже, и когда был в Италии, и ещё где - по большей части в первую очередь становится стыдно и обидно, а уже потом всё остальное.
9th-Jun-2006 02:03 pm (UTC)
Да, конечно, стыдно, обидно, хотелось на другую сторону улицы перейти (да и сейчас, слыша русский, уж никак себя не обнаруживаю), но я всё-таки стала терпимей.

Очень постыдное воспоминание - идёт немолодая тётка по платформе мимо поезда в Ладисполи (на платформе это написано), в который мы садимся, и вопит во всю глотку: "Поезд-то в Ладисполь идёт", а я ничем не обнаруживаю своего понимания.
9th-Jun-2006 12:27 pm (UTC)
Нам издалека тогда всё виделось совсем по-другому. Совсем другая жизнь.
9th-Jun-2006 02:03 pm (UTC)
Конечно
9th-Jun-2006 12:35 pm (UTC)
ух, мороз по коже. По сравнению с этой картинкой, наша эмиграция -- a piece of cake =) Тяжелая тема, но если сможете -- напишите еще пожалуйста
9th-Jun-2006 02:04 pm (UTC)
Так вы же ехали с правом вернуться - совсем это всё иначе. http://mbla.livejournal.com/228850.html?thread=8299250#t8299250

А чтоб написать, время нужно - это ж много, не посты в жж.
9th-Jun-2006 12:59 pm (UTC)
Лен, напиши, умоляю тебя.
Я хочу знать об этом.
Я хочу об этом всегда помнить.

это - часть истории.
нашей всеобщей истории.

9th-Jun-2006 02:06 pm (UTC)
Да, конечно. И написать нужно. Но ведь это - не коротко. Тут надо достаточно подробно, много. В общем, не посты в жж всё же.
9th-Jun-2006 01:13 pm (UTC)
Спасибо. Я жила в такой "коммуналке" в Ладисполи в 81-м. И знаете, что меня с тех пор поражает? Что эти самые люди, от которых защищались табличкой "ни воровать", спустя всего пару лет, получив на свой новый американский адрес счет из благотворительной организации, доставали чековую книжку и платили. Прекрасно зная, что "счет" условный и плата является добровольной, то есть, на самом деле, пожертвованием. Я так понимаю, платит подавляющее большинство. Как-то это вселяет веру в человека и его способность по-человечески себя вести.
9th-Jun-2006 02:08 pm (UTC)
Да, конечно. Про благотворительность не знала, видела очень много уродливого в отношении "чужих", жуткую ксенофобию, расизм, но - работали, не воровали, не висели на обществе, а уж у детей были все шансы стать вполне "нормальными".
(Deleted comment)
(Deleted comment)
9th-Jun-2006 01:32 pm (UTC)
что приедут они в свою Америку-Австралию-Канаду, что найдут работу, что научатся жить в этом новом мире, что всё отлично образуется.

С одной стороны, в Израиле, вроде не было таких ужасов, как те, что рассказывали об Италии, а с другой стороны, очень многие так и остаются при своём презрении к местным жителям и неоправданном самодовольстве.
Вообще-то, я подозреваю, что и с некоторыми из тех, кто оказался в Америке-Австралии-Канаде - подобная же ситуация. Тебе не кажется? Просто происходит расслоение и уже меньше приходится сталкиваться с этими людьми.
9th-Jun-2006 02:14 pm (UTC)
Верно. После 1973 года( когда всё лето я прожил так же в Риме, ожидая визу во Францию,
я этих людей вообще, честно говоря, и не видел. Разве. когда Вайль и Генис меня на часок на Брайтон свозили, так мудрено было в магазинщиках тамошних узнать прежде запуганных советских, разве что по произношению оденсситы угадывались....
9th-Jun-2006 03:52 pm (UTC)
об эмиграции было бы очень интересно почитать
если будут силы - пишите!
9th-Jun-2006 08:44 pm (UTC)
попробую
9th-Jun-2006 05:55 pm (UTC)
спасибо
очень "политкорректный", по-моему, текст :)
9th-Jun-2006 08:46 pm (UTC)
Не за что. А я вообще за политкорректность, подозреваю, что без неё улюлюкали бы и обзывали друг друга черножопыми жидами. А так - в начале было слово, так что полезная вещь политкорректность
9th-Jun-2006 06:00 pm (UTC)
Спасибо. Полегчало.

Я, конечно, про ладиспольскую жизнь знал от разных друзей, и, видимо, в подсознании это воспоминание сидело, когда я пошел к Сапожнику собачиться про лорин постинг, но Вы так хорошо и ПРАВИЛЬНО рассказали... С катарсисом.
9th-Jun-2006 08:49 pm (UTC)
Спасибо. Только я уже говорила много у real_azilber - Лора не ксенофобка, это настолько противоречит всему, что она пишет - понесло её на волнах зубоскальства
9th-Jun-2006 07:11 pm (UTC)
Интересно очень!
Про это я знала, читала у Аксенова, Довлатова, Некрасова В.
Но все же, все же... В Париже, где я впервые оказалась с мужем и сыном и совершенно не думала про эмиграцию (мы вернулись, вот тогда-то вопросик этот и повис...): нас встретили и отезли на снятую уже прекрасную квартиру, в которой было куплено все: от микроволновки до продуктов. Но позже, мало-помало я начала встречать людей, выехавших вот так, а еще наших нелегалов. Боже, каких ужасных историй мне пришлось наслушаться, а главное, какими способами люди уезжали, порой не верилось. Некоторым я помогла, с одной семьей дружу до сих пор и очень дружбой этой дорожу. А они мне признались, как благодарны они за эту дружбу. Но они чуть ли не единственные, кто мечтал и вырвался с пособий (учились, не брезговали никакими курсами и работой) и живут теперь так, что от местных не отличишь, вкалывают по-черному, а живут по-белому. Остальные как-то очень быстро привыкли к тому, что им всегда помогут, всегда подкинут...
9th-Jun-2006 08:58 pm (UTC)
А мы ведь выезжали на всё готовое. благотворительные организации брали на себя - проблема не в этом, и встречали в Америке всех оборудованными квартирами.

Просто - это было гроловой вниз, в другой отрезанный мир. Кстати, жизнь на пособия - это нередко люди, уехавшие в 90-ые, когда и на западе ситуация была уже сильно другой и русских не ждали, и люди уехали не по активному выбору, а зачастую от страха. Как раз среди уехавших в 70-ые практически никто на пособии не сидел
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
This page was loaded Sep 23rd 2019, 1:35 am GMT.