Каждый третьекурсник должен был представить письменно и изложить устно свои соображения о том, что и почему он собирается делать через два года, получив диплом.
Десять минут на изложение, десять на вопросы.
Я выслушала около двадцати человек.
Ребята производили очень искреннее впечатление – собственно, люди любят, когда их слушают.
Двое собираются в аспирантуру, двое – в коммерческие инженеры, остальные – в разработчики, из разработчиков пятеро очень твёрдо хотят когда-нибудь открыть собственные предприятия.
Один из будущих предпринимателей – «ах, идею бы гениальную, полцарства за идею, мы б с приятелями горы своротили. Может осенит?»
Один из будущих разработчиков (с печалью) – «мне б задачки решать, сидеть бы целый день и решать, денег мне не надо, ну, то есть, чтоб жить только, амбиций у меня особых нет, общаться с людьми я не очень люблю, только найти б хорошее место, где задачки интересные. Очень я не хочу людьми управлять»
Другой (несколько старше остальных, учиться начал не сразу, попробовал немало работ, несколько месяцев был уборщиком на фабрике, «ну, недолго можно, и время остаётся») – «я думаю, из меня выйдет неплохой руководитель проекта, правда, я отчасти асоциальный, то есть на работе, конечно, вполне могу пить кофе и болтать с сослуживцами, но вечером – у меня своя жизнь, не хочу смешивать, работа – ну, там с восьми до семи, а потом из головы чтоб её выкинуть, нет, ну, можно и больше работать, но, главное, разделять»
Третий – «самое интересное – это «умные игры», я такую работу обязательно найду, даже если не сразу, в конце концов, на деньги наплевать, я выяснял, есть стартапы, я в одном таком говорил с ребятами, они на ноги не встали ещё, но попробую уговорить их, чтоб взяли на очень маленькую зарплату, во всяком случае, чтоб стажёром через год, уже уговорил»
Четверо всерьёз занимаются музыкой – играют – один на скрипке, другой на электрогитаре в ансамбле, третий на саксофоне, четвёртая на рояле.
Трое militants в трёх партиях – у Саркози, у социалистов и у Байру.
Тот, что у Саркози, из Лаоса, – амбициозен «я ничего не имею против работы в министерстве, не обязательно министром, но ведь и руководителей предприятий приглашают», но это потом – ближайшая задача – поработать в Японии и в Штатах, чтоб вернуться с разносторонним опытом.
Тот, что социалист – получил свой интерес к политике по наследству от дедушки, который 30 лет был мэром деревни на севере. Очень цветисто говорит, собирается в коммерческие инженеры.
Байрушник – из Ниццы, по папе шотландец-англичанин, а мама с одной стороны русско-польского происхождения. Двуязычен. Недоволен тем, что бабушка не дала маме русского или польского языка, – «такая глупость, я бы вполне мог владеть тремя, обидно, когда что-то пропадает».
Человек восемь ходят в ближайший коллеж, где учатся, в основном, дети местного низшего класса (поганый, в общем, коллеж) и занимаются с отстающими, саркозишник и байрушник среди них. Саркозишник играет на электрогитаре, а байрушник на саксофоне – во!
Трое участвуют в программе обучения стариков обращению с компьютерами.
Один мальчишка был за старшего в колонне, отвозившей компы в Африку – ездят они на весьма побитых машинах, иногда совсем по бездорожью.
Другой два раза в неделю ходит в детскую больницу и там игры организует.
У всех довольно большой опыт разных работ (это они обязаны – после первого курса что-нибудь рабочее, после второго – что-нибудь продавать). Почти все побывали официантами.
Один мальчик мне говорил, что только оказавшись на месяц чернорабочим в фирме, тогрующей мороженым мясом, таская туши, он осознал, что есть люди, которые всю жизнь чем-нибудь подобным занимаются, и какая это безысходность.
Девчонка из Габона, чётко знающая, что она собирается делать – улучшать в Габоне телекоммуникации – интернет в каждый дом. У неё государственная стипендия, и она обязана десять лет проработать в Габоне, но не обязательно сразу после окончания. Так что рассчитывает приобрести некоторый опыт, а потом – вперёд.
Мальчик из Марокко – собирается вернуться домой и в свободное от работы время заниматься брошенными детьми и обиженными женщинами – «вы понимаете, в Марокко традиционно женшины неравноправны, а ведь это половина населения, чтоб жить нормально совершенно необходимо их вовлечь в жизнь»
И ещё одна девчонка – в прошлом году она взяла академку и отправилась с бой-френдом на полгода в Австралию. Сначала они жили в Сиднее и зарабатывали чем попало, потом решили, что надо объехать страну, не каждый месяц в Австралию попадаешь.
Купили грузовичок, поехали вдоль побережья, время от времени нанимались салат собирать, оказывается, типичный в Австралии заработок для иностранных студентов.
А потом через пустыню.
Один раз кончился бензин, – «там очень здорово, если проезжает машина, и люди видят, что кто-то застрял на обочине, обязательно остановятся, не то, что здесь, и обычно машины три в день встречаешь». Живо представляется, как во Франции на автостраде все останавливаются, увидев машину на обочине, – впечатляющее было бы зрелище.
Один раз сломались, но бой-френд сумел починить. Один раз кончилась вода – «ну, такие ямы есть в пустыне, там дождевая вода собирается, вообще-то не питьевая, моются ею, но нам пришлось чай делать, очень невкусно, но ничего».
Мобильники не принимают, телефоны-автоматы каждые 350 километров, так что родителям они звонили, чтоб не волновались.
«И очень здорово встречать людей – проводишь с кем-нибудь вечер, кажется, что век знакомы, потом наутро расстаёшься навсегда, щемящее чувство»
Эта же девочка три года (с 11-ти до 14-ти) провела в специальной школе, где вместе учатся тяжёлые инвалиды (включая умственно отсталых) и обычные дети. В классах по пятнадцать человек – 7 инвалидов, 8 здоровых. Некоторые ребята в течение дня несколько раз ходят на физиотерапию. Утверждает, что эта школа её очень многому научила. Хотя потом в лицее было трудно.
В четырнадцать её пригласили в профессиональный теннис, но она испугалась – «не получится, так что ж, всю жизнь теннису учить – не хочу».
Играет на рояле.
Хочет работу, связанную с путешествиями, отсюда не слишком для меня убедительная идея стать коммерческим инженером в какой-нибудь авиакомпании. Бой-френд получает диплом одновременно с ней. Для начала они собираются объехать вокруг света – «всегда можно на месте какой-то минимум, чтоб жить, заработать, а больше нам и не нужно, мы уже наметили пять стран. Нет, ну, конечно, если сразу кому-то из нас предложат очень хорошую работу, мы возьмём, всё-таки я понимаю, что нельзя бросаться. Ну, тогда потерпим, года через три поедем, точно поедем».
.....
Такие вот радости в конце года – среди клубящихся непроверенных работ, организации экзаменов, переэкаменовок, проектов, защит...
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →