Нашему Вильжюифу повезло, причём в нескольккх отношениях.
В пятидесятые, когда началась та самая застройка пригородов, которая привела сейчас к проблемам прокажённых, всеми забытых, уродливых городишек-гетто, Вильжюиф в числе прочих начал застраиваться удешевлённым жильём, – рядом с маленькими домиками с палисадниками появились огромные бетонные уроды – как и в других подобного рода пригородах уроды от домиков отделены полной машин неприятно индустриальной улицей.
У Вильжюифа были все шансы превратиться в то, что у нас называют «зоной» – пригороды, заселённые почти сплошь низшим классом.
Кстати, эти пригороды представляют собой не национальное, а социальное гетто. Там преимущественно живут люди без профессий, требующих каких-либо знаний или умений, кем бы они ни были по происхождению. Так случилось, что сейчас во Франции среди таких людей больше всего выходцев из северной Африки, португальцы и не северные африканцы тоже, естественно, встречаются, есть и самые что ни на есть этнические французы, но их мало – сработал целый век так называемого «социального лифта».
Возвращаясь к Вильжюифу. Три связанных друг с другом обстоятельства помогли ему избежать грустной судьбы.
1. Постройка метро, за что надо благодарить давнего мэра-коммуниста. Вильжюиф в так называемом «красном поясе», коммунистические мэры городков вокруг Парижа в своё время добились того, что метро вытянули далеко за город. Кстати, мэры-коммунисты вообще принесли много пользы. Политикой они не занимались, а социальные проблемы решали довольно успешно. Кроме метро, в некоторых городках появились театры, многие молодёжные группы получили возможность выступать.
2. Вильжюиф очень неплохо расположен географически. Дотянувшаяся до нас ветка метро беспересадочная от Jussieu. Минут двадцать всего. В результате народ из Jussieu потянулся жить в Вильжюиф. Молодые профессора и доценты, у которых, естественно, не было денег, чтоб покупать жильё в Париже, стали покупать в Вильжюифе. И не только покупать, но и строить. Кое-какая земля для новых домиков ещё совсем недавно была, а, может, и есть.
3. Из-за того, что в Париже невыносимо дорогая земля, инженерные школы, разрастаясь, стали выбираться из города. В Вильжюиф переехали сразу две – мы и конкурирующая с нами школа практически такого же профиля.
Население стало социально смешанным.
Но появление в городке инженерных школ – это много важней, чем просто перемешиванье населения. Это возможность оживить социальную жизнь без государственных вложений.
Традиционно в инженерных школах студентов не только учат, но ещё немножко и воспитывают, не очень навязчиво, но ощутимо – на четвёртом курсе весь год у них projet d’initiative personnelle, за который они оценку получают. А этот проект по определению должен быть общественно-полезным. Ну и помимо него во всех инженерных школах полно ассоциаций, среди которых немало по существу благотворительных.
В результате, наши студенты для города очень полезны. Они учат стариков обращаться с компьютерами, ведут занятия с отстающими в достаточно поганеньком здешнем лицее. Раз в год устраивают brocante informatique – очень дешёвую компьютерную распродажу, причём потом совершенно бесплатно помогают людям установить у себя системы.
И Вильжюиф совершенно живой городок. Мало того, мне кажется, что за время, которое я с ним знакома, он похорошел. Или я нашла симпатичные уголки, клумбы, пивнушки...