mbla (mbla) wrote,
mbla
mbla

Category:

Шахназаров. «День полнолуния.»

К этому разговору о кино

Фильм 90-х, который я люблю без дураков и скидок. При этом к «Городу зеро» отношусь довольно равнодушно, хотя скорее положительно, а к «Царейубийце» неплохо, но тема несколько раздражает – убийство царя с семейством мне представляется далеко не самым большим преступлением того времени (конечно, плохо царей с семьями расстреливать, но, увы, ежели ты царь, то некоторая вероятность не снести головы –профессиональный риск).
А больше никаких шахназаровских фильмов я не видела.


....

«День полнолуния» я видела дважды. После первого раза в гостях на видике очень захотела достать DVD. mrka привезла, и не было ни малейшего разочарования. И ещё смотреть буду.

....

Первые десять минут первого просмотра – недоумение. Бессвязные кадры.

Гангстеры едут в машине, на них сверху из трамвая смотрит девочка, из этого же трамвая благообразный человек выходит, идёт на киностудию. Разговаривает там с хорошо его знающим режиссёром. Человек умственно не вполне полноценный. Режиссёр обещает позвать его на какую-нибудь массовку... На пустыре у железно-дорожного переезда гангстеров расстреливают другие гангстеры.

Напряжённо ищешь связей, развития сюжета, пока не догадываешься – связей не будет, сюжета тоже. Если, конечно, не называть сюжетом ленту жж – события, мысли, картины, объединённые временем. Огромный это сюжет – одновременность – кстати, из этого сюжета и садящийся в пирогу дикарь.

Поезд едет, самолёт летит. В домике путевой обходчицы умирает её отец, нищета, по телевизору певичку показывают, певичка на студии с любовником ссорится. Мальчик читает «путешествие в Арзрум», засыпает на диване, молодой Пушкин разговаривает с калмычкой.
Спит в подворотне старый грязный сеттер. И снится ему, как он с хозяином (тогдашним хозяином жизни и хозяйскими не менее холёными друзьями) охотился на уток. Старик и мальчик, казахи, бредут вдоль железнодорожного полотна, старик рассказывает мальчику легенду...


Когда я в первый раз на всё это смотрела, у меня жж ещё не было, а на второй раз меня ударило – да, френдлента – куски, обрывки чужой жизни, мыслей, радостей, горестей. То самое. И эта нитка одновременности оказывается на удивление прочной.
Но не только одновременность – ещё и повторяющаяся мелодия, музыкальный пробегающий мотив.

Послевоенные кадры, –
офицер с очень красивой женщиной – вот они идут фотографироваться в студию, залитая солнцем и листвой улица провинциального городка.

Офицер с этой женщиной в ресторане. Белые скатерти, бокалы. Совсем мододенький официант берёт заказ.

Женщина ссорится с офицером. Бросает бокал. Убегает по лестнице. Молоденький официант стоит у окна и смотрит на неё.


Разрозненные кадры, иногда повторяющиеся с совсем маленькими вариациями, воспоминание, постоянно приходящее, мелодическое.

И в самом конце фильма девочка с телестудии ловит людей на улице, задаёт им глупейшие вопросы.

Просит старика на скамейке рассказать о каком-нибудь важном событии, которое с ним случилось за время его уже долгой жизни. И – «я работал тогда официантом» – офицер, женщина, падающий со стола бокал...

...

Я даже не уверена, что хочу смортеть другие фильмы Шахназарова. В каком-то очень важном смысле этот фильм кажется прощальным, завершающим. Ну, вот как у Бертолуччи «Последнее танго в Париже» – дальше только под горку.

В том смысле, в котором лебединая песня – человек сумел попасть в яблочко, и, кажется, после этого вряд ли ему удастся ещё что-нибудь хоть отчасти сравнимое по значимости, по открытости. Чужое, разное, на одной планете, в одном городе. Бегущие в прошлое минуты, протянутая за ними рука...
Tags: искусство, кино, рецензии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 64 comments