?

Log in

No account? Create an account
Из колодца
летопись
Вера Судейкина Дневники 17-19-го годов 
1st-Aug-2008 04:33 pm
Толстенная книжка, которую liber_polly мне оставила до осени.

Я честно попробовала её прочесть и не смогла. Даже в автобусе с ней ездила, несмотря на тяжесть её неподъёмную.

Вторая жена Судейкина, подруга, а потом и жена (после смерти первой жены) Стравинского.

Читать её дневники мне было совсем неинтересно. Мелкие бытовые детали – куда ходили, кто был в гостях, что ели, что пили, кто простудился. И написано как-то, по-моему, невнятно. Неярко. Текст, из которого не вырастает обобщение.

И вот в этих весьма заурядных повседневных записях поражает очень лёгкое отношение к бытовым лишениям. Живут люди благополучно в Петербурге, имеют прислугу, полную возможность не задумываться о повседневных мелочах. Разговаривают об искусстве.

А потом революция, Крым, голод, необходимость тратить огромную энергию на то, чтоб добыть еду и топливо. И опять живут как ни в чём ни бывало – разговаривают об искусстве.

Набоков в «Других берегах» рассказывает про маму и сестру, которые в Париже в одной комнате живут с тем же достоинством, что в Петербурге в роскоши.

Именно эту способность абстрагироваться от внешних условий я бы и назвала хорошим воспитанием.
Comments 
1st-Aug-2008 02:43 pm (UTC)
А всё-таки интересно - куда ходили, что ели. Простое бытописательство, окошко в повседневную жизнь другой эпохи. Просто такие вещи больше пары страниц за раз читать трудно.
1st-Aug-2008 03:15 pm (UTC)
Ну вот я не пробилась - может, и вправду потом вернуться попробовать. Но так как-то занудно ужасно - ну, влюблённая женщина, подробные описания. Вот скажем воспоминания Одоевцевой я очень люблю, а эти какие-то неталантливые...
1st-Aug-2008 02:44 pm (UTC)
Совершенно верно.Именно об этом я всегда думала, читая о декабристах, их жёнах или об Анастасии Цветаевой. Жила себе в избушке, воду носила, дрова рубила, печь топила, а выросла в совершенно иных условиях и никаких охов и стенаний.
1st-Aug-2008 03:16 pm (UTC)
Вот именно
1st-Aug-2008 02:52 pm (UTC)
А ведь удивительно такое отношение к лишениям. Видим ведь вокруг себя достаточно людей, вполне неплохо живущих и без конца стенающих, как им плохо, как было хорошо когда-то или где-то. Или не им. И тошно от них.
1st-Aug-2008 03:17 pm (UTC)
Да, вроде как раз естественное. Кстати, к чести наших родителей могу сказать, что и в мыслях у нас в детстве не было, что мы "бедные", при том, что с деньгами было очень хреново, и коммуналка. И прочие радости
1st-Aug-2008 02:53 pm (UTC)
да-да сестры Цветаевы в этом смысле тоже (и в это же время) весьма показательны...
и еще - Великие княжны - в Тобольске, затем в Е-бурге...
Если Вы видели книгу АВасильева *Красота в изгнании* то там примеров Вашей правоты множество.
1st-Aug-2008 03:18 pm (UTC)
Нет, не видела книги...
1st-Aug-2008 06:12 pm (UTC)
Это она свой ЖЖ распечатала. А ты на что надеялась?
2nd-Aug-2008 07:27 am (UTC)
Вот. Рада, что ты это сказал - я ровно это и подумала. Что очень значительная часть жж - что-то такое и есть
1st-Aug-2008 06:44 pm (UTC)
Да,конечно,хорошее воспитание.Но ещё и огромная сила духа нужна))
2nd-Aug-2008 07:28 am (UTC)
Не знаю. По-моему, она естественно вытекает. Хоть из чувства самосохранения имело смысл так жить
1st-Aug-2008 08:27 pm (UTC)
а я однажды, очень давно, читала с подачи подруги дневники княжны Марии Васильчиковой. Подруга дала книжку, снабдив комментарием - все равно не осилишь, а я прочитала на одном дыхании, хотя подруга была права по большому счету - мемуары даже теперь не мой жанр:)

http://il2.is74.ru/airwar/militera-mirror/db/db/vasilchikova_mi/pre.html
2nd-Aug-2008 07:28 am (UTC)
Спасибо! Посмотрю. Я-то как раз многие мемуары люблю, в общем, смотря какие!
2nd-Aug-2008 03:07 am (UTC)
Всегда меня удивляло, что разные люди рассматривая одни и те же факты делают совершенно противоположные выводы.
В стране революция одна за другой, мировая война, а они - об искусстве. Наконец полный крах - реки крови, гибель цивилизации - а им всё - божья роса. Какой-то безнадежный соллипсизм.
2nd-Aug-2008 07:30 am (UTC)
И в самом деле. Но ты понимаешь, если б они обсуждали судьбы мира, ничего хорошего не было бы. Вряд ли они бы их решили, а разговор об искусстве в таких условиях - между прочим, самосохранение, и немалое
2nd-Aug-2008 08:30 pm (UTC)
вот странно, а мне способность ровно жить в каких-то малочеловеческих условиях кажется чем-то вроде патологии. у нас сейчас тяжелый период, голодали полгода вполне буквально, живем в конуре - всё это после московского middle class life style... и у меня при этом какое-то безразличие к быту. впрочем, оно всегда в какой-то степени присутствовало, но это ведь ненормально.
я, правда, об искусстве не разговариваю :)
2nd-Aug-2008 11:26 pm (UTC)
По-моему, как раз это нормально :-)))
6th-Aug-2008 03:10 pm (UTC)
И опять живут как ни в чём ни бывало – разговаривают об искусстве.
знаешь, мне очень сильно кажется, что такие вещи с детства закладываются.
если с самого начала : где бы взять картошки и что надеть, и этим забита голова родителей, то на остальное не хватает времени. и тот театр, куда свозят, ничего не исправит, так как общение состоит из повседневности.
ну а если наоборот, основным был театр, то и картофельной недостаточности будут потом относиться как к второстепенной проблеме.
я утрирую несколько. я помню, как с первого курса я задышала по-другому, открывая для себя богатейший мир : оказывается, и так можно жить!!! ну так будем считать, что попёрло, да и интернет очень сильно изменил жизнь - он позволяет ей меняться гораздо сильнее и гораздо чаще, чем раньше.
6th-Aug-2008 07:12 pm (UTC)
Согласна совершенно.

Поэтому я и говорю - хорошее воспитание, как раз ума у этой тётки, по=моему, не слишком много. А вот заложенное с детства есть
This page was loaded Jun 26th 2019, 2:35 pm GMT.