Сегодня у меня защищалась чёрная девочка по происхождению из плохого пригорода. Когда она к нам пришла после поганого лицея, подготовка у неё была почти нулевая.
Девочка нормальных способностей и с чёткой целью – «выбиться в люди», стать руководителем проекта. Училась неплохо, но без блеска.
И вот на защиту пришёл не только руководитель стажа, но и ещё один человек из команды. Девчонка неплохо держалась, хорошо рассказывала.
Оба работавших с ней человека стояли за неё горой. Её готовы опять взять на стаж на пятом курсе, потом на работу. Оба говорили, что через несколько лет из неё выйдет отличный руководитель.
В очередной раз убеждаюсь, что проблема с социальным лифтом – на ранних стадиях. Если уже человек доучился до университета, то его с большой вероятностью подтолкнут, помогут. Мало того, я уверена, что девчонке, ещё и чёрной, помогут сильней.
В принципе, у неё больше шансов, чем у благополучного человека равного образования и знаний, быстро получить достаточно высокую должность.
Проблема в том, что мало какой учитель сумеет в современных условиях всеобщего образования дать исходный толчок. Те, кто хотят, или могли бы захотеть учиться, теряются в толпе детей, всеми силами противостоящих обязательному обучению. А ведь и среди них, среди этих противостоящих, могут попасться пробуждаемые, – если их вовремя заметить. Я бы сказала, что после войны, когда образование было существенно менее обязательным, и диплом средней школы получало куда меньше людей, захотеть учиться и быть замеченным очень рано было куда проще.