mbla (mbla) wrote,
mbla
mbla

Categories:

Художники и Ницца

Целый день вчера читала и писала про отношения разных художников с Ниццей.

Самое замечательное - личные дневники.

Матисс впервые приехал в Ниццу, чтоб от бронхита вылечиться. Но не тут-то было. Целый месяц лили дожди.

«В конце концов я решил уехать из города. На следующее утро мистраль разогнал облака, погода стала прекрасной. Когда я понял, что каждое утро я буду видеть этот свет, я не мог поверить своему счастью. Я решил не уезжать из Ниццы, и я жил там практически всегда».

Прочла эту фразу и позавидовала - я тоже, я тоже хочу каждый день видеть этот свет!

...

Но удивительней всех - Мунк. Ничего-то я толком про него не знала. Вот что я собираюсь в водителе путей сказать.

...

Не все знают, что Ницца много значила для одного из основоположников экспрессионизма норвежца Эдмунда Мунка (1863-1944).
Мунк работал в Ницце в 1891 и в 1892 годах. А во Франции жил с 1889, благодаря стипендии норвежского правительства. В Ниццу он приехал лечиться от ревматизма. Только к сожалению, рядом с Ниццей находится Монте-Карло, где Мунк начал со страстью играть в рулетку.

Мунк – сирота, его мать умерла от туберкулёза, когда Эдмунду не было и пяти лет. Сам он тоже был слабого сложения, но от туберкулёза умер не Эдмунд, а его сестра Софи. И
болезнь, страдания, смерть, печаль – постоянные темы в творчестве Мунка.

Мунк вырос в Осло, изучал старинных мастеров, изучал рисунок в норвежской королевской школе живописи. Его талант рано был отмечен. Осенью 1889 года после большой выставки его работ в Христиании Мунк получил правительственную стипендию на три года. И уехал в Париж, где стал учиться у Леона Бонна.

Ницца очаровала Мунка сразу:
«Ницца это город радости, здоровья и красоты. В то время как Европу окутывает арктический холод, я вот в Ницце греюсь на солнце перед открытым окном. Каждое утро солнце греет как в июне. Никогда эта королева Средиземноморья не была соблазнительней, прекрасней, светлей».

Палитра Мунка после знакомства с пронизывающим провансальским светом стала куда ярче, солнечней, да и как могло быть иначе. У Мунка появилось несколько импрессионистических полотен – он писал «Английскую набережную» ослепительными красками.
«Английская набережная тянется слепящая, вибрирующая на полуденном солнце […]. Море простирается синевой, только синевой более глубокой, чем синева воздуха – великолепной эфирной нефтяной синевой, и волны лениво накатывают на берег с глухим грохотом»

«Эта Ривьера – волшебный край. Когда-нибудь ещё раз напишут «Тысячу и одну ночь», и действие будет происходить здесь, не в Индии».

«Я пишу целыми днями, тут для художника столько восхитительных вещей».

Мунк был счастлив в Ницце. Он выздоравливал, радовался жизни и работал...

Через год, в 1892, он приехал сюда ещё раз. И опять начал играть...

Он вернулся в Норвегию в апреле 1892 и потом был в Ницце ещё только один раз – в 1900.
Одна из самых знаменитых картин Мунка – «Крик» – была задумана в Ницце, как это следует из его дневника. Но в конце его второго пребывания, когда тоска и постоянные проигрыши победили эйфорию.

«Я прогуливался с двумя друзьями – солнце садилось. И со мной случилось что-то вроде приступа меланхолии. Небо неожиданно стало воспалённо кровавым. Я остановился, опершись на балюстраду, до смерти утомлённый – я смотрел на тяжёлые грозовые тучи, пылающие, как кровь, и на молнии, как шпаги – над фьордом мрачной синевы и над городом. Мои друзья удалялись, я остался один, я дрожал от тоски – и тут я услышал будто бы долгий крик без конца, пронизавший всё вокруг.»
Tags: живопись, искусство, путеводитель
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 37 comments