Она мне говорила: "Ты понимаешь, я не еврейка, не диссидентка. Я к советской власти относилась хорошо. Я любила играть в волейбол и ездить в пионерский лагерь, и мне в Москве очень хорошо жилось."
Муж её занимался физикой, вполне успешно. И тоже был доволен.
Потом настали 90-ые. Зарплату платить перестали, жить стало не на что. А у них ещё и сын был маленький. Мужу предложили место во Франции. Он не хотел уезжать. М. сказала, что, собственно, им нужно выбрать: можно остаться и пойти торговать в ларёк, а можно уехать и работать в университете. Они уехали.
Уверена, что и среди уехавших, и среди оставшихся, М. в своём отношении к советской власти была не одинока. Такие люди бывали и в вузах, и в НИИ. Я с такими в институте училась.
Так вот есть два подхода. По одному из них этих людей можно заклеймить, как пособников, как закрывавших глаза, можно себя взвинтить и вспомнить хоть немцев, не знавших про газовые камеры, хоть 37-ой год. На мой взгляд, этот подход обрекает Россию если не на фашизм, то во всяком случае, на невозможность нормальной жизни на ещё очень долгие годы.
Второй подход - это привлечь этих людей, тех из них, кто остался в России, на свою сторону - без обвинений в их счёт, без пафоса. Ведь в конце концов вполне понятно, что именно такие люди, лично честные, не жадные, занимающиеся своим делом, и могут составить нормальный образованный средний класс. И то, как легко такие люди выживают на Западе, показывает, что они по сути своей отлично способны нормально функционировать в условиях нормального общества, являются полезными его членами...
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →