mbla (mbla) wrote,
mbla
mbla

Category:

фовисты и экспрессионисты в музее Мармоттан

Ещё одна выставка, которую я не пропустила, благодаря i_shmael.

Кстати, в самом музее я к позору моему ни разу не была. Это дом Моне - дворец Моне в самом буржуазном парижском районе - в 16-ом. Как-то я никогда не задумывалась о том, что Моне в конце своей длинной жизни был весьма успешным художником.

В пасмурное тёплое очень осеннее воскресенье на маленькой улице было совсем тихо - и очень мало народу. Даже странно, если учесть, что обычно в Париже очереди на все выставки. Я ждала i_shmael у входа и смотрела на прохожих.

К 16-ому району у всех нас - разночинных парижских жителей, пожинающих плоды 68-го, антипатия, - это тихая буржуазная заводь, где средний доход и средний возраст весьма высоки, - оплот предрассудков и опора правых. Проходившие мимо меня люди вполне соответствовали моим представлениям об этих местах. Аккуратные старушки с голубыми волосами в явно дорогой одежде, с тяжёлыми кольцами на пальцах, старички им подстать - но то ли день своей осенней серостью располагал к большей, чем обычно эмпатии, то ли неторопливость воскресенья - они шли, постукивая палками и каблуками, - и было их жаль вместе с их уходящим миром.

Выставка славная, но музей оказался ещё лучше. Я ведь не очень люблю экспрессионистов, а фовистов на ней мало. Матисса любимого нет.

Экспрессионисты для меня чаще всего вычурны, литературны и лишены, может быть, главнейшего для меня в живописи - изумления перед тем, как же мир прекрасен. Удивительным образом даже самый страшный Ван-Гог - ночное кафе, например, - в полной мере даёт это ощущение волшебства и красоты. Ну, а к примеру, Отто Дикс, - уж никак нет. Впрочем, Отто Дикса я невзлюбила очень давно - ещё, когда папа из командировки в ГДР привёз его альбом - я не люблю ни сатиры, ни карикатур.

Но вот удивительно - после этой выставки не нравящийся мне Отто Дикс как-то вошёл в голову - помню. И раздражающий Бекман тоже.

А порадовал меня мостик над светящейся водой у Нольде и главное - "женщины на улице" Кирхнера - такая в них лёгкая изломанность рубежа веков - прошлого и позапрошлого - такой улыбающийся налёт декадентства, такая решительность походки и взглядов, и руки в карманах, и наклон головы, и главное - такая радостная жёлто-сине-зелёность - не оторваться.

Ну, а сам музей - что говорить - там пруды, кувшинки, мостики, заходящее в море солнце - такой знакомый и родной Моне. Мне очень близка эта его вечная зачарованность всё тем же самым, изменчивость и постоянство - прекрасно понимаю, что можно бесконечно писать, выходя в собственный сад, возвращаясь всё к тому же морю, и чувствовать себя при этом очень комфортно - закат, закат, и ещё закат, и зелёная под мостиком вода.

i_shmael сказал, что у меня точкой отсчёта продолжает оставаться Эрмитаж - конечно, это не вполне справедливо - я много кого полюбила из в детстве вовсе не виданных, даже в альбомах. И любимый музей - несомненно Уфицци, а потом Орсэ вместе с Оранжереей, но никак не Лувр, несмотря на прекрасный там Вавилон, настолько уступающий Эрмитажу. И Моне - все эти мостики и пруды прямиком отправляют к тому первому, напротив которого можно было сидеть на диванчике на третьем этаже и глядеть то на пруд, то на на Дворцовую площадь за окном.

И ещё в этом музее, кроме Моне, разные его современники - всех понемногу - Берта Моризо, Ренуар, Писарро, Мане и удивительный Кайбот - прозрачно-серый дождливый парижский. Когда-то на большой выставке импрессионистов в Эрмитаже он поразил меня объёмным одновременно твёрдым и невесомым воздухом в "Паркетчиках".

И дождливый зонтичный Париж, булыжники, фонарь цветком на длинном стебле - волошинская "серая роза" - может быть, самый парижский Париж из всех мной виденных.

***

Тут вот отчёт i_shmael.
Tags: живопись, искусство
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 43 comments