mbla (mbla) wrote,
mbla
mbla

Categories:

Наталья Этингоф "Портреты сухой кистью"

Это совершенно удивительные воспоминания.

Мне просто повезло, что эта книжка до меня добрела, потому что издана она в Израиле за свой счёт маленьким тиражом, именно так, как достаточно часто издаются книжки графоманов, мечтающих увидеть свои произведения на бумаге.

Уже довольно давно ко мне в журнал стала заходить М.А., не имеющая пока своего жж. Кстати, именно потому, что не так мало людей по разным причинам не заводят жж, но приходят в гости и разговаривают, я никогда не понимала тех, кто отключает анонимов от комментирования, впрочем, я и "подзамок" не понимаю, ведь если хочется сказать что-то одному или нескольким людям, проще создавать группы.

Но я отвлеклась. В моём журнале мы с М.А. несколько раз поговорили, а потом, мне кажется, даже и подружились, и когда я написала про фильм "Подстрочник", Маша предложила послать мне воспоминания своей мамы.

Я не ожидала ничего особенного - ведь не так часто воспоминания читаешь с удовольствием, по крайней мере, мне чаще всего попадались книги плохо написанные самовлюбённые и пустые...

Так что открыла я "Портреты сухой кистью" довольно равнодушно, ничего не ожидая особенного.

И тут меня накрыло и захватило, я читала её в автобусе - даже в окно не глядела, глотала эту, к сожалению, вовсе не толстую книжку.

Наталья Этингоф - дочка революционера, чудом в 37-ом отделавшимся исключением из партии и потерей работы, построила книгу, как серию портретов, и первый рассказ как раз об отце. Книга называется "Портреты сухой кистью", потому что именно так отец с дочерью зарабатывали перед войной и в эвакуации - писали с фотографий портреты вождей и сдавали их в художественный салон. Я и не знала, что был такой промысел.

Наталья Этингоф закончила ГИТИС и, естественно, есть в книжке пара рассказов о театральных людях.

Очень сильный рассказ о Саше - старшей по возрасту сокурснице, которая была замужем за сыном Серафимовича (всеми сейчас забытого автора "Железного потока"), страстной безумной комсомолке, травившей по её мнению недостаточно советских соучеников. Поражает в этом рассказе неоднозначность - и человека, и времени. Кстати, эта же неоднозначность изумляет и в "Подстрочнике". Всё про советскую власть понимавшая практически с самого начала, Лиля Маркович общалась, дружила, любила людей, про эту власть не просто не понимавших, но и понимать не хотевших.

То же самое относится и к Наталье Этингоф. Такое вот общее бурление, в котором бок о бок оказывались люди, взгляды которых на окружающую действительность, вроде бы, в корне не совпадали. Чрезвычайно интересный феномен. Мне начинает казаться, что в той полуначальной власти, в том СССР, в котором Сталин не успел ещё уничтожить всех верующих коммунистов, водораздел проходил не по линии отношения к сов. власти. Скорее людей разделяло иное - дружба вроде бы в большей степени зависела от каких-то общих интеллектуальных интересов и ещё, пожалуй, от пассионарности в отношении к этим интересам, чем от политической сходимости.

Очень сильный рассказ про эвакуацию - про отношения между людьми, про никому не нужную работу в совхозном поле, так похожую на более позднюю "картошку", про встречу с успешным крестьянином из раскулаченных,сумевшим подняться - этот крепкий хитрый мужик пожалел эвакуированных интеллигенток, хоть и сказал им, что и их вина в том, что его ограбили, раздели, что у него безвременно умерли родители, тоже есть.

И последний удивительный рассказ, в нём, собственно, ничего почти не происходит, поразил меня чуть ли не больше всего - про то, как в послевоенной нищей Москве совершенно случайно в магазине продавали живую рыбу. И как огромная рыбина (судак), которую из-за её размеров никто не хотел покупать, по дороге домой под ливнем вырвалась, поплыла в потоках воды по тротуару, и как мама Н.Э. сделала из рыбы заливное, а дочка Маша не поняла, что заливное имеет отношение к той прекрасной живой рыбине, и как случайно набежавшие гости, так уж получилось, сожрали эту рыбу, которой должно было хватить на неделю, за один вечер, и как маме не досталось ни кусочка - с тех пор, как я прочитала этот рассказик, иногда встаёт перед глазами - как живая настоящая рыбина взмахивает мощным хвостом и несётся по тротуару.

Очень хорошая книжка. Тёплые живые трогающие так, что дыханье перехватывает, рассказы.

И так дико, что напечатаны они за свой счёт, крошечным тиражом
Tags: книжное, рецензии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 43 comments