Узнала, что в парижском зоопарке, в городском, который назвается вовсе не Jardin des animaux, а Jardin des plantes, потому что расположен прямо за ботаническим садом, в 146 лет умер черепах Кики, которого в 1923 году зоопарку подарили. И ведь он уже был не очень юн! Оказывается, Кики был знаменит своим любовным призывным криком, заполнявшим аллеи - а я-то думала, что черепахи молчаливы.
Однажды я видела Кики - он в сопровождении сотрудника зоопарка неторопливо переходил дорожку, направляясь в загончик напротив.
А ещё я прочитала про такса Ганса, который работает во Флориде в реабилитационном центре для людей с двигательными проблемами. Ганс в 5 лет упал с дивана и сломал позвоночник. Ему парализовало задние лапы. Его хозяйка, медсестра реабилитационного центра, заказала по Интернету для Ганса специальную тележку. Я, кстати, недавно у нас в лесу видела средних размеров дворняга, который отлично двигался при помощи такой тележки - бежал передними лапами, а вместо задних - колёса. Бежал-катился он очень быстро, в компании ещё двух собак - большого лабрадора и маленького пуделя. Хозяева этих трёх собак сказали, что он год назад под машину попал и вот теперь катается на тележке.
А Ганс начал работать. Он теперь в реабилитационном центре показывает людям, что не надо бояться двигаться и жить, а надо приспосабливаться. Какая-то тётенька не хотела садиться в кресло на колёсиках, стыдно ей было, а теперь, поглядев на Ганса, как-то сумела принять своё несчастье. Для многих стариков наклониться погладить собаку уже трудно, уже отличное упражнение, и Ганс тут как тут!
Недавно я водила тигра на прививку и видела у ветеринарки объявление о том, что некое сообщество добровольцев ищет людей с благовоспитанными собаками - чтоб ходить с ними в детские больницы и в старческие дома - общаться.
И я подумала, что одно из великих благ нынешнего мира - это возможность для всех как-то участвовать в жизни. Одинокий неинициативный человек не должен обязательно что-то сам организовывать - он может присоединиться к существующему - помогать детям после школы на продлёнке, ходить с собакой в гости к старикам, приходить клоуном к больным детям, работать бесплатно в собачьем приюте - такого рода занятий в современном обществе сколько угодно.
И я вспомнила, как когда-то в 70-ые в России рассуждали о проблемах, скажем, одиноких людей, вышедших ещё нестарыми на пенсию после того, как всю жизнь они ходили ежедневно на работу.
Волонтёрство разного рода (не знаю, привилось ли это слово в России) - ещё неизвестно, для кого важней, необходимей - для тех, с кем волонтёры работают, или для самих волонтёров...