?

Log in

No account? Create an account
Из колодца
летопись
Точечное. Больше тридцати лет назад. 
13th-Feb-2010 10:49 am
Наша учительница литературы Зоя Яковлевна была восторженная и неумная, – с придыханием любила Вознесенского и говорила красиво. Не знаю, узнала ли бы я её на улице, если б встретила тогдашнюю,– с утиным носом, гладко зачёсанными волосами, с узлом на затылке, с бутылочными ногами в капроновых чулках. «А легко ль в капронах ждать в морозы?»
Самое удивительное, что уроки литературы и с восторженной невредной дурочкой – сколько ж ей было лет – 30-40-50? – всё равно были в удовольствие. Уроки, на которых можно было чесать языком про книжки, а ещё и сочинения писать.
В отличие от уроков русского, – на них очень было скучно.
На выпускных экзаменах после 8 класса среди лишних людей и тургеневских девушек затесалась вольная тема – что-то такое про родину («пью за родину и за неродину и за вечную память за тётину») – как я её люблю, или за что я её люблю. Дело было в 69-ом. И я эту тему и выбрала. Написала сочинение о том, как я люблю русскую литературу вообще и Булгакова в частности.
«Мастер» был тогда тайным паролем в братство. В том самом 8-м классе я ездила в Москву к дяде, папиному двоюродному брату, который познакомил меня с сыном своей приятельницы, моим ровесником. Его бедолагу отправили со мной в Третьяковку. Дело было на весенних каникулах. Взрослые поставили нас в очередь и ушли. Минут десять мы отчаянно стеснялись, а потом каким-то чудом выяснили, что оба читали «Мастера» – домой к Игорю из Третьяковки мы пришли уже лучшими друзьями. Игорь познакомил меня с ещё одним посвящённым – с Н – и дальше мы болтались уже втроём.
Кстати, не помню, когда же я «Мастера» разлюбила – наверняка был какой-то поворотный момент, но не могу я его ухватить.
Я написала восторженное сочинение хорошей девочки из хорошей семьи, в основном, про Булгакова, за которого я любила свою родину. Получила за него 5. Н тоже писал сочинение про Родину – под эпиграфом «Люблю отчизну я, но странною любовью» – и тоже получил 5.
По устному русскому Зоя Яковлевна поставила мне 4, а могла бы и 2 – я изобрела новый вид числительных – качественные.
Когда осенью я пришла в школу, Зоя Яковлевна принесла мне перепечатку «Собачьего сердца». Я даже не помню, предупредила ли она меня о том, что не надо показывать её направо и налево.


….
В конце 60-х-начале 70-х Самиздат и вражьи голоса были неотъемлемой частью московской и ленинградской жизни.
Когда в киножурналах показывали похожего на морскую свинку Брежнева, как он тупо водил глазами по бумажке (небось, доктор Альцхаймер к нему уже тогда пришёл!), народ в зале радостно фыркал – дивертисмент такой.
Истинная граница пролегала по Чехословакии – из-за неё ссорились друзья, расходились пары.
И сейчас, когда Россия решает примерно показать что-нибудь непослушным соседям, немедленно находятся люди, до того плохо относившиеся к дорогому правительству, которые тут же начинают находить в его поведении здравое зерно.
Как наша Зоя Яковлевна относилась к чехам (кстати, они тогда выиграли у России в хоккей – как же за них болели – такая вот ещё форма гражданской доблести), я не знаю, всё-таки такого вопроса в школе я задать не могла. Дальше обсуждения на промокашках во время уроков методов свержения родной власти мы с подругой Олей не шли – папа промокашку случайно нашёл и сильно топал на меня ногами.
У метро Василеостровская продавали мороженое за 28 – длинные батончики – черносмородиновые в шоколаде. Впрочем, в 9-м классе вместо того, чтоб скидываться на мороженое, мы стали скидываться на чебуреки.
И у этого же метро я увидела небольшую толпу возле газеты – там сообщалось, что Эдуарда Кузнецова за попытку угона самолёта приговорили к смертной казни.

На дверях матмеха пришпиливали записки. Двери аудиторий по вечерам, когда сидели там в темноте и целовались, закрывали на швабры – всё-таки комфортабельней парадников.
Летом мы ездили на месяц на Кавказ – шли в поход, который регистрировали в турклубе (мы, впрочем, в отличие от многих через перевалы сложней единички б не ходили), палатка у нас была из списанного парашюта и штормовки из него же – покрашено всё это было в нежно-жёлтый с нежно-голубым. На первое мая плавали на байдарках по речке Оредеж с красными глинистыми берегами. А зимой ходили в филармонию, готовились к путешествиям и откладывали на отпуск по десятке в месяц.
Начались отъезды – ручейком. Первые уехавшие на моём горизонте – Давид и Люда. Давид – из Сибири, закончил физфак, собирался работать в институте Бора. Люда – совершенно русская из Прибалтики.
В Ленинград приехали обе мамы – мама Давида сидела последи комнаты на стуле, опустив руки до полу – на похоронах сына, мама Люды хлопотала, помогала.

Мы считали русскую интеллигенцию солью мира, главным на свете братством, думали, что Россия – самая читающая страна в мире, были уверены, что на свободном Западе каждый стоит только сам за себя, – и невдомёк нам было, что в Европе давно уже построен социализм с человеческим лицом, что даже в Америке социальной защищённости больше, чем в Советском Союзе, и что живущие вне пяти шестых всей земли люди куда больше живущих внутри способны и на коллективные действия, и на взаимопомощь, и на помощь совсем посторонним…
Comments 
13th-Feb-2010 10:06 am (UTC)
самое печальное, что это "невдомек" так до сих пор и осталось у большой (если не бОльшей) части тех, кто внутри.
13th-Feb-2010 10:15 am (UTC)
да. Увы.
13th-Feb-2010 10:07 am (UTC)
Качественные числительные это пять!!!
13th-Feb-2010 10:16 am (UTC)
Ну! Раз есть количественные, значит, должны быть и качественные!
13th-Feb-2010 10:50 am (UTC)
Да.
13th-Feb-2010 02:11 pm (UTC)
спасибо
13th-Feb-2010 11:06 am (UTC)
Теперь хорошо вспоминать.
А правда, хорошие воспоминания в дымке времени.
13th-Feb-2010 02:11 pm (UTC)
Ну, Александр Сергеич про это вроде как говорил
13th-Feb-2010 12:03 pm (UTC)
Лет 10 тому, перечитав Мастера, подумал, что поводом к написанию послужил комплекс невостребованности автора в московской писательской среде.Такая моя взрослость.
Советскую невинность я потерял в 6 классе, в Эрмитаже. Мы классом были на экс-ии, ко мне подошёл финн в очках и высыпал в мои растопыренные ладошки горку цветной жев.резинки, на всех. Час меня допрашивали в пикете музейной милиции, отобрали резинку и потом ещё мучали в школе. Август 68 мы, в пионерском лагере, встретили на ура.Даёшь почту и телеграф, кричал Пашка Самойлов гитарист и битник. Первый отряд-за! Последние иллюзии добил в СА. Радисту весь мир открыт и глушилки фильтруются. Но диссидентом не был, никогда не верил, что Россия может стать нормальным государством. Народ и партия едины, усилия напрасны.
13th-Feb-2010 02:13 pm (UTC)
С резинкой - сильно. Мой дядюшка любил говорить - "приход коммунизма неизбежен" - интонация у него неповторимая был. Ещё он говорил - советское значит отличное - от западного.
13th-Feb-2010 01:48 pm (UTC) - выбежали из коробочек
"но не могу к нему палец приложить" - Ленка, ты чего????
13th-Feb-2010 02:06 pm (UTC) - и препокойно высбросился с лестницы
не успокоюсь, пока не увижу вас сидеть в уютном meublé!
13th-Feb-2010 02:40 pm (UTC)
"и что живущие вне пяти шестых всей земли люди куда больше живущих внутри способны и на коллективные действия, и на взаимопомощь, и на помощь совсем посторонним…" - вот именно. If only the academy were that way...
13th-Feb-2010 11:49 pm (UTC)
угу
13th-Feb-2010 02:58 pm (UTC)
Да. И 68-й как водораздел помню, и про пять шестых знаю, и Булгакова тоже незаметно как-то разлюбила... Но почему-то острее всего цепляет река Оредеж, никогда не виденная...
13th-Feb-2010 11:52 pm (UTC)
Чудесная речка - к югу от Ленинграда - один берег крутой высокий, откосы красной глины. Мы один раз весло потеряли под корягой, а потом шедшие за нами его подхватили, и мы через турклуб разыскали наше весло. Когда попали в Дордонь и увидели речку Везер, она показалась очень похожей на Оредеж, только на ней замки, троглодитские пещеры. Но такие же берега - один крутой
13th-Feb-2010 05:36 pm (UTC) - У каждого свои воспоминания
IMHO, Любовь к Вознесенскому никак не противоречит любви к Булгакову. Насчет паролей, кто-то тогда (осуждающе) сказал: если раньше цитировали 12 стульев/Золотого теленка, то теперь - "Мастера и Маргариту".

Истинная граница пролегала по Чехословакии – из-за неё ссорились друзья, расходились пары.

Мне такие случаи неизвестны: впрочем, Москва не Питер, и за чехов (хоккейную сборную) действительно болели. Была еще шутка про то, что СССР окружен: с одной стороны (атакуемый китайцами остров) Даманский, а с другой Недоманский (нападающий чешской сборной). Была еще история про то, как хоккеисты из советской сборной принесли торт на день рождения чешского игрока, который в этот торт демонстративно плюнул . . .

И сейчас, когда Россия решает примерно показать что-нибудь непослушным соседям, немедленно находятся люди, до того плохо относившиеся к дорогому правительству, которые тут же начинают находить в его поведении здравое зерно.

По моим наблюдениям (возможно, я что-то упустил), единственное, что Россия пытается (может) время от времени показать своим соседям, - это, чуть более приближенные к рыночным, цены на углеводороды. (Не являюшиеся соседями давно платят полную стоимость, даже когда соседи перепродают им полученный со скидкой российский газ.) И тут Вы правы, действительно, находятся люди, усматривающие (вне зависимости от своего отношения к российскому правительству) здравое зерно в подобном подходе.

Эдуарда Кузнецова за попытку угона самолёта приговорили к смертной казни.

Вы забыли упомянуть, что приговор не был приведен в исполнение, возможно, благодаря гуманизму генералиссимуса Франко, отменившего смертный приговор баскским (?) террористам. Кажется, в наше непростое время попытка угона самолета рассматривается как терроризм со всеми вытекающими . .

Мы считали русскую интеллигенцию солью мира, главным на свете братством, думали, что Россия – самая читающая страна в мире, были уверены, что на свободном Западе каждый стоит только сам за себя

Как-то не припоминаю ничего подобного. Впрочем, мой круг общения был ограничен, а официальная пропаганда на нас не действовала.

даже в Америке социальной защищённости больше, чем в Советском Союзе

Особенно у тех, кто не имеет медицинской страховки.

13th-Feb-2010 08:35 pm (UTC) - Покажем соседям социальную защищённость
Уважаемый prof_yura,

единственное, что Россия пытается (может) время от времени показать своим соседям, - это, чуть более приближенные к рыночным, цены на углеводороды.

... и огневую мощь 58-й армии.

Особенно у тех, кто не имеет медицинской страховки.

Бедные, им даже диагноз ОРЗ не по карману.
13th-Feb-2010 06:04 pm (UTC)
Anonymous
Спасибо! Интересно. Очень ясно представила Вас совсем юной.
А мне хочется защитить М.А. Булгакова. И известен он был до войны и популярен и вещи его передавали из рук в руки.. А он( так мне кажется, я ни на что не претендую)сделал открытие: возможность применения разной оптики для романа и романа в романе.Пестрой, насыщенной деталями фантасмогории в романе и скульптурной обобщенной формы в евангельской части.Такой , что она просвечивает, как костяк сквозь пестроту.
теперь я понимаю, что именно этот прием нас всех и поразил. Но любой прием ведь надоедает до чертиков и начинает казаться банальностью?
К этому добавлю, что Белая гвардия,3-ий и 5ый концерты Моцарта (скрипка и дерижер И. Менухин), два маленьких офорта моего рижского друга-графика и немного собственных занятий , спасли мне буквально жизнь в первую зиму в Израиле, кот. по разным причинам оказалась страшной.м.а.
13th-Feb-2010 06:51 pm (UTC)
Anonymous
Ой-ой. Дирижер: (((
(no subject) - Anonymous - Expand
(no subject) - Anonymous - Expand
13th-Feb-2010 06:13 pm (UTC) - Жалкий PR
Про "Мастера" от бывшего восторженного поклонника:
http://www.divshare.com/download/7413916-559

М.Чудакова дискутировать отказалась.
14th-Feb-2010 09:45 am (UTC) - Re: Жалкий PR
У меня некоторые проблемы с компом, так что пока послушать не смогла, но обязательно послушаю
13th-Feb-2010 07:17 pm (UTC)
а я сегодня думала, что наша разобщенность, наша черствость, гонящая толпу мимо упавшей на обледенелом крыльце бабушки, заставляющая с дракой лезть в автобус, отпихивая молодую женщину с коляской, чтоб она еще подольше постояла на пурге, стремление изгваздать лифт в собственном подъезде -- это реакция на противоестественную в условиях такого бескрайнего пространства скученность. Ну что это такое -- не должны люди жить в восемнадцати поставленных друг на друга коробках, воюя за горячую воду (подается с первого этажа) и отопление (подается с чердака) и в метро давиться не должны.
14th-Feb-2010 12:13 am (UTC)
Нет, не должны. Несомненно не должны. Но знаете, мне кажется, вот это вот - проходить мимо упавшей бабушке - его сейчас больше, чем было, а скученности не больше...
14th-Feb-2010 06:33 am (UTC)
как за столом с Вами посидел - выпили, поговорили.
14th-Feb-2010 08:48 am (UTC)
Ну и хорошо :-)))
14th-Feb-2010 06:37 am (UTC)
Всё Москва да Ленинград, а в Харькове были те же заботы. :)))
Чтение Треугольной груши доводило до жара с щеках, до мигрени.
Пароли часто связывали вместе людей не имеющих на самом деле ничего общего, слушанье разных Голосов, подушки на телефонах, касеты с Галичем...
Всё было...
14th-Feb-2010 08:50 am (UTC)
дык я про чего знаю, пою, а не то, чтоб сомневалась :-))))) Я в Харькове только платформу видела, когда поезд, на котором мы ехали в Невинку, там останавливался :-)))
15th-Feb-2010 09:06 pm (UTC) - ага
если вы так много знаете про медицину во Франции,
то может быть вы Ане советом поможете
http://anna-frid.livejournal.com/195310.html
16th-Feb-2010 12:12 pm (UTC) - Re: ага
Ну, ей там жители Франции уже попытались дать какие-то советы, но вряд ли мы можем компетентные дать, у неё совершенно левая ситуация. Они же фактически живут во Франции, потому что жители приграничных районов Швейцарии могут селиться во Франции по визе визитёров. Я совершенно не понимаю, почему у её мужа такая странная ситуация, точнее, понимаю, наверно, но тут действительно, непонятно, что сделать. Он же работает в Англии, а в Швейцарии вроде как в командировке без семьи.

На самом деле французская ситуация крайне проста. Все жители - работающие, пенсионеры, получающие пособие по безработице, или сидящие на аналоге велфэйра имеют автоматически государственное страхование, покрывающие практически целиком больницы, и на 60-75 процентов визиты к врачам, амбулаторные анализы и лекарства. Очень большая часть работающих людей имеет на работе дополнительную страховку (обязательную), за которую большую часть платит предприниматель, а остаток сам человек (из зарплаты вычитается автоматически). По такого рода страховке всё доводится до 100 процентов, кроме очков и зубнов, за которые тоже в зависимости от типа страховки, львиная доля платится. Те, у кого этого нет на работе, могут такую страховку купить.

Иностранные студенты обязаны купить страховку, эквивалентную первой обязательной, а при желании и вторую. Без страховки они не могут записаться в университет. Страховки им продают дёшево, с огромными льготами. Французские студенты вписаны в страховки родителей. Один человек, имеющий вот эту обязательную страховку, автоматически подключает к ней всю семью. Регистрация брака для подключения к страховке не нужна, достаточно задекларировать совместную жизнь.

Плюс к этому всё лечение по хроническим тяжёлым болезням оплачивается вот этой государственной страховкой стопроцентно (сердечники, люди, у которых рак, люди с диабетом и пр.).

Ане я написала только, что по марсельскому контракту по моим представлениям на время контракта у неё страховка должна быть. Все люди, приезжающие по краткосрочным приглашениям, страховку имеют, университет не может без страховки пригласить
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
This page was loaded Jun 26th 2019, 2:37 pm GMT.