mbla (mbla) wrote,
mbla
mbla

Categories:
Посмотрели фильм про Виктора Некрасова – у меня очень двойственное ощущение.

Самое лучшее – старые фотографии – лица, лица, молодые, в основном, знакомые. Старое документальное кино. Знакомые морды троллейбусов, пустоватые не замашиненные улицы. И военные кадры. И Смоктуновский в фильме «Солдаты».

Некрасов – из очень немногих людей, о которых никто и никогда не говорит плохо. Правые, левые, враги, друг друга на дух не переносящие, к Некрасову относились похоже, – с огромной нежностью, и даже его пьянство в самых разных воспоминаниях – часть его обаяния.

Я его видела один раз – на конференции «литература в изгнании» в Бостоне в начале 80-х. Были там не только русские, но и разные люди из восточной Европы, но русских, конечно, больше всех. Я к Некрасову подошла – потому что папа дружил с ним в Берлине после войны, где папа был юным офицером-штабным переводчиком, без особых забот прожигавшим жизнь, а Некрасов только что получил за «окопы» сталинскую премию. По папиным словам, он помогал Некрасову её пропивать. Потом они не встречались – разные города, разные жизни. Когда Некрасова стала травить советская власть, папа ему написал письмо, тот ответил, поблагодарил за поддержку.

И вот я к нему в конце дня после докладов подошла. Думаю, что папу он не вспомнил – у Некрасова было столько друзей и знакомых за жизнь, гигантский круг влюблённых в него людей – но он велел папе передать – живы – и это главное. Я честно передала.

В фильме слушать разных людей, о Некрасове рассказывающих, мне было не слишком интересно (может, просто потому, что, вроде, ничего нового я не услышала), но некоторые разговаривали очень приятно, Марлен Хуциев, например.

Ужасен голос за кадром. Эта современная русская интонация, напоминающая комментаторов футбольных матчей, лексический строй глянцевых журналов.
Назойливый и пошлейший припев – упоминания ни к селу, ни к городу о дворянском происхождении Некрасова. Как русский дворянин, он – то, как русский дворянин – он сё. Дворянская честь. Русский офицер. И тратата, и знаковая фигура, и всех русских «изгнанников» в Париже отпевают на рю Дарю, и «дворянин по праву рождения, и диссидент по праву судьбы».

И в сухом остатке, несмотря на фотографии, обрывки из кинохроники и рассказы каких-то славных людей – ощущение, будто фильм этот делали марсиане, и эта жизнь, моя, наша, –другая и такая в сущности недавняя, – растягивается, меняет углы и тени, как в кривом зеркале...
Tags: кино, люди, пятна памяти, рецензии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 34 comments