mbla (mbla) wrote,
mbla
mbla

Позавчера, как всегда на бегу, слышала кусок передачи о только что переизданной книжке Фаллады – по-французски она называется « Seul dans Berlin ». На France cul есть такая ежеутренняя программа, которую я часто слушаю по дороге на работу, – « Fabrique de l’histoire ».  Обычно неделя посвящена какой-нибудь исторической теме. Вот на прошлой шла малоинтересная мне история архивов, а на этой – история Сопротивления – передачи об антифашистких группах в разных странах во время войны.

Программы часовые, так что за неделю получается довольно неплохой обзор.

Вчера час говорили о книжке Фаллады. Сначала я думала, что речь идёт о совершенно неизвестном мне романе – французский его издатель рассказал о том, как случайно набрёл на книгу, которую вспомнил из детства, – она стояла на полке в дедовском доме. И именно то, что он её вспомнил, заставило его эту книгу прочесть, и она его поразила. Он за гроши купил права на издание и выпустил её заново.

А когда он стал отчасти пересказывать сюжет – о паре немецких рабочих, у которых гибнет на фронте сын, и которые начинают собственную борьбу с режимом, – я осознала, что речь идёт романе, который любил папа, – «Каждый умирает в одиночку».

Я даже не уверена, что я его читала. Может, я только слышала папин пересказ, а он по-немецки читал.

Потом посмотрела в Википедию – поразительная история – этот роман был выпущен в Восточном Берлине в 47-ом, в России в 48-ом, во Франции в 67-ом, потом в 2002-м и в 2004-м, в Америке в 2009-ом и в Англии в 2009-ом. Так что его действительно вновь открыли.

А для меня – такой вот привет от папы. Папу Фаллада всегда как-то очень задевал. И в результате для  меня он тоже оказался важен – при том, что, кроме сказок, которые я и до сих пор нежнейшим образом люблю, я знаю Фалладу в папиной интерпретации – знаю, что он не эмигрировал, остался в Германии, утверждая, что хочет быть со своим народом. Папа пересказывал мне ещё один его роман – об извозчике, который вступает в фашистскую партию из патриотизма, и как очень постепенно он начинает осознавать, что происходит. Кажется, и этот роман когда-то по-русски выходил, назывался «Волк среди волков».

А «Каждый умирает в одиночку» Фаллада закончил перед самой смертью.

Наверно, Фаллада не очень большой писатель, хотя сказки из самых лучших в мировой литературе сказок – иронические, нежные – про курочку-Неудачницу, которой хотелось, чтоб её полюбил петух, про Мышку-Вислоушку, которая добиралась к жениху, жившему на крыше противоположного дома, про ёжика, который спас дяденьку от гадюки. А есть и волшебные – про принца, жившего в бутылочке пятновыводителя...

Но недаром сейчас его вспомнили и вот во Франции переиздали целых два раза – мне кажется, что после эры постмодернизма у людей возникает потребность в писателях, может, отчасти и морализаторских, во всяком случае, явно есть потребность в литературе, которая является не просто текстом, в литературе с разговором о добре и зле. Мне кажется, что это очень хороший знак – востребованность такой литературы.

Tags: дневник, книжное, литературное, пятна памяти, родители
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 38 comments