?

Log in

No account? Create an account
Из колодца
летопись
В связи с вытащенным из подвала интервью с Бродским 
24th-Oct-2013 03:20 pm
У меня, собственно, один вопрос: а зачем на него все дают ссылки?

Да, стыдно и неприятно читать. Высокомерное, несправедливое, мелочное неумное интервью.

Но в конце концов, не впервые. По-моему, ещё неприятней читать похвалы Бродского заведомо ничего не значащим стихам: с барского плеча, не жалко...

Кстати, я попыталась вспомнить, был ли хоть какой-нибудь существенный поэт, которого Бродский «открыл», – и нашла – Юрий Кублановский. Его первый сборник, отобранный Бродским, по-моему, очень хорош. На мой взгляд, лучший сборник Кублановского.

Что прибавляет к пониманию Бродского чтение этого интервью? Осознание, что гениальный поэт может быть неумным и мелким в высказываньях? И так все знают, и зачем лишний раз повторять?

Папа любил цитировать Лидию Корнеевну Чуковскую, с которой он несколько раз в Москве общался. Он сказал что-то очень неприязненное о Евтушенко, а Лидия Корнеевна ему в ответ: «поэта надо судить по лучшему».

И это, по-моему, такая безусловность – судить по лучшему – и к гениальным это тоже относится...

Естественно, специалистам интересно всё, да и читатели иногда любят вовсе не лучшее – но это всё ж, когда речь идёт о стихах, о прозе, о книгах, о картинах, – а подобные интервью не относятся к литературному наследию. Мне кажется, такого рода интервью посмертно публиковать и распространять – ну, неделикатно что ли...
Comments 
24th-Oct-2013 01:29 pm (UTC)
да.
спасибо, что сформулировали.
24th-Oct-2013 01:43 pm (UTC)
Рада. Спасибо!
24th-Oct-2013 01:43 pm (UTC)
Ну, вряд ли кто-то вправе решать, что публиковать, а что нет.

Вероятно, мнения Бродского не совпали с Вашими, а некто, кто с ним вполне согласен, считает это интервью справедливым, широким и умным.
24th-Oct-2013 02:03 pm (UTC)
Дело совершенно не в совпадении или несовпадении мнений. Мало того, с некоторой частью того, что он сказал,я вроде как почти согласна, но вот это почти очень важно - и оно прежде всего интонационное.
А интонации едва ли вообще не самое главное.

Он не просто кого-то там не любит - он говорит о мухах.

Что до публикации, то если б она была 40 лет назад, всё было б понятно, ну, говорит человек, ну, разное говорит, часто необдуманное. Все живы-здоровы-драчливы. Но вот через 40 лет, когда людей либо нет, либо они откровенно стары и немощны, и когда уже всё могло как-то отстояться, вытаскивать из архивов и широко публиковать - нет, не понимаю. Но я ведь даже не столько про публикацию, сколько про распростанение. Это интервью распространяют в одинаковой степени те, кому оно нравится и те, кому не нравится. Впрочем, я пока не слышала тех, кому нравится... И этого распространения я честно не понимаю...
24th-Oct-2013 02:05 pm (UTC)
Поэта по лучшему, а человека по всякому. Личность Бродского нетривиальная и поучительная (и биография). Я благодарен тем, кто сохранил интервью. Уж не говоря о том, что информация хочет быть доступной.
24th-Oct-2013 02:52 pm (UTC)
присоединюсь. не говоря уж о том, что 32 года - это 32 года. не 50, не 60. это 32 года, и тебя только что без вопросов выдвинули из собственной страны.
24th-Oct-2013 02:09 pm (UTC)
мне понравилось, благодарна за сохранность и публикацию
мотивации сказанного совершенно понятны...
24th-Oct-2013 02:09 pm (UTC)
Ничего оно к стихам не прибавляет. Просто кому-то как раз не стихи в нём интересны.
Кому-то и в Чайковском главнее не музыка, а ориентация.
Каждому своё.
24th-Oct-2013 03:33 pm (UTC)
ну да
24th-Oct-2013 02:23 pm (UTC)
И, кстати, Евтух по части умения ЧИТАТЬ свои стихи Бродского с говном сьел. И не только не поперхнулся, но и сплюнул не без удовольствия.
24th-Oct-2013 03:34 pm (UTC)
это уж знаешь, не про то - вкусовое в огромной степени. Васька не любил, как Бродский себя читает, говорил "еврей на молитве", я как раз люблю. Мне под кожу это бормотанье проникает.
24th-Oct-2013 02:25 pm (UTC)
Я вот тоже удивилась - почему именно сейчас всплыло это старое интервью; не знаю точно, всплывало ли оно ранее, но ничего принципиально нового из него я не почерпнула. И даже не могу припомнить, откуда я все это знаю - ну, знаю, и все. Не знала об отношении Б. к Коржавину, так мне до фонаря, я все равно Коржавина местами очень люблю.
24th-Oct-2013 03:35 pm (UTC)
Чёрт его знает, вроде, жена человека, который беседовал, опубликовала
24th-Oct-2013 02:40 pm (UTC)
Поскольку ваши слова о распространении касаются и меня - я поясню: мне интервью показалось - при первом прочтении- и кажется сейчас - интересным..Как раз в той части, которая не оценочна..хотя, честно говоря, с его оценками Евтушенко и Вознесенского я согласна..Насчет оценочной части - она действительно резка, но мне кажется - он имел право высказывать свое мнение..каким бы оно ни было,.
И не будем забывать, что ему на тот момент было всего 32 года..и это был очень резкий слом всей его прошлой жизни..частично, возможно, это и объясняет резкий тон этого вью..
24th-Oct-2013 03:36 pm (UTC)
http://mbla.livejournal.com/941727.html?thread=34307999#t34307999

Дело не в резкости. Дело в безапелляционности и раздаче слонов. В этом интервью всезнайка, а не думающий человек...
(no subject) - Anonymous - Expand
24th-Oct-2013 03:07 pm (UTC)
Я с вами согласна. "Несправедливо, мелочно, неумно". Как-то особенно за Коржавина обидно, он ведь в доме престарелых, Люба умирает и дальше его судьба совсем незавидна. У меня не хватает смелости к нему съездить (признаюсь), это настолько рвет сердце, что лучше не видеть. Трусость - ну да, трусость. Он несчастный слепой брюзгливый старик, с которым очень тяжело общаться. Он тот самый Коржавин, который "декабристы разбудили Герцена". Он со мной дружил, я а трушу. Но сейчас публикация этого интервью - как-то нехорошо. Евтушенко очень старый человек, Вознесенского в живых нет. Да и сам Бродский, возможно, сейчас бы так не сказал. Нехорошо это некрасиво как-то. Да и Бродский был гораздо умнее интервью, данного в Вене, под шоком эмиграции. Когда я впоминаю, какую чушь мы несли в Вене, у меня шекам горячо. Хорошо, что никто не брал у нас интервью.
24th-Oct-2013 03:39 pm (UTC)
Да, ещё и это - те, кто живы, стары и немощны...

С Коржавиным мы немного общались, когда жили в Провиденсе. Очень любопытно - он ведь очень резко говорил, но как-то при этом без малейшего высокомерия и при полном с ним несогласии по большинству вопросов, его было страшно интересно слушать...

30 лет назад...
24th-Oct-2013 03:56 pm (UTC)
интересное интервью. Живое. Думаю, даже если не с Бродским, а с кем-то другим такое интервью - тоже интересно.
24th-Oct-2013 08:06 pm (UTC)
Ну, я уж в разных комментах всё, что думаю, сказала :-)))
24th-Oct-2013 04:01 pm (UTC)
Интересна реакция довольно большой части комментирующих. В данном случае, я сужу по обсуждению у Бегемота.
Многие:
- А может от имел в виду...?
- А может это было не интервью, а личная беседа?
- А может...?

Люди привыкли к авторитарному мышлению, и им неприятно, что их кумир выглядит в немного неприглядном свете, пытаются найти объяснение или оправдание. А какая разница, собственно говоря? Неужели непонятно, что grand persona не может быть grand абсолютно во всём? И что среди великих математиков встречаются личности отвратительные, и среди больших художников (художников в общем понимании этого слова)... Так зачем привлекать для подтверждения своего мировоззрения авторитет художника?
- Вот видите, Стругацкий тоже против... и Норштейн... А вот Фрейндлих... как она могла!?

А это всего лишь люди, которые умеют лучше всех писать стихи, играть на пианино, играть в кино или на сцене, т.е. в чём-то талантливы или гениальны, но, в остальном это такие же люди как и все остальные - в чем-то хорошие, в чем-то заблуждающиеся, порой мерзкие.

И, в общем, да, согласен, что цель опубликования этого интервью непонятна. Лично к моему пониманию Бродского оно не прибавило не убавило ни толики, однако, читать было неприятно.

24th-Oct-2013 08:44 pm (UTC)
В общем, да
24th-Oct-2013 04:03 pm (UTC)
Я почитала бегемота вчера про это интервью, а само интервью пока нет.
24th-Oct-2013 08:44 pm (UTC)
угу
24th-Oct-2013 04:14 pm (UTC)
Конечно же, поэта нужно судить по лучшему.
А человека вообще по самым его хорошим поступкам.
24th-Oct-2013 08:44 pm (UTC)
конечно!
24th-Oct-2013 04:18 pm (UTC)
Впервые безоговорочно с тобой согласен.
24th-Oct-2013 08:44 pm (UTC)
ну!
24th-Oct-2013 04:26 pm (UTC)
совершенно согласен

и вот еще у дашевского:


...И главное: он пытается сделать соучастником своей ненависти Бродского — но в результате снова становится ясно, что он просто не понимал самого важного в Бродском. Например, Лосев пишет: Бродский "согласился, по возобновленной дружбе, написать предисловие к сборнику Наймановых стихов, хотя горько жаловался: "Прочитал с начала до конца, ну, абсолютно не за что зацепиться"". Лосев говорит здесь как человек, привыкший к тому, что публично слова произносятся под действием внешних сил — подчинение властям, необходимость заработка, желание угодить другу — и потому ничего не значат, а важны слова, сказанные свободно — то есть на ухо приятелю. Это обычный взгляд для человека, выросшего в советских условиях. Но из всего написанного Бродским мы знаем, что он понимал свободу и, соответственно, важность слов прямо противоположным образом - свободен ты не там, где на тебя не давят, а где ты берешь на себя ответственность. Бродский в частной беседе мог отзываться резко или грубо о самых разных людях, но своим окончательным - адресованным чужой памяти, то есть вечности — словом всегда считал не болтовню в приятельских потемках, а слово подписанное и вынесенное на свет.

Edited at 2013-10-24 05:02 pm (UTC)
24th-Oct-2013 08:46 pm (UTC)
Думаю, что не только Бродский, в конечном счёте, у всех так - слово письменное, это не болтовня за столом, не раздражение...
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
This page was loaded Oct 18th 2019, 2:58 pm GMT.